Цветущие добродетели

персик     Входя в китайские парки и сады, тут же попадаешь под обаяние их особого колорита. Здесь время течет иначе, становясь тягучим, как сахарный сироп, обволакивает и не отпускает. Как долго ты в саду — час или столетие, — не имеет значения, потому что хочется остаться навсегда: сидеть в открытом павильоне, любоваться цветущим персиком, наигрывать на эрху, потягивать зеленый чай из тонкой до прозрачности фарфоровой пиалы и завидовать ленивым толстым рыбкам, окрашивающим воду разноцветьем радуги. Сады Поднебесной — совсем не такие, к которым мы привыкли у себя в Европе, их отличают миниатюрность и утонченность, извилистость и многозначительность, изящество и отсутствие суеты. Трудно поверить, что все пейзажи здесь — не натуральные, а созданные великими садовниками, которые искали отражение человеческой сущности в тенях камней и изгибах дорожек.

      Китай — рай для эстетов, тонко организованные души которых так восприимчивы к красоте вещей и явлений. Местные жители наделяют цветы и травы особыми добродетелями и видят в сплетениях лепестков отражение лучших человеческих качеств.

     Среди благородных деревьев на первое место китайцы ставят сосну — символ прямоты и стойкости духа. Другое исключительно популярное растение — бамбук: упругий и полый внутри, он олицетворяет животворную пустоту. Первая книга о бамбуке появилась в Китае в V веке, а со временем местные садоводы стали различать более 300 его разновидностей.

     Почти в каждом китайскому саду растут «деревья счастья» — слива и персик, склоняются ивы — воплощение животворящего начала ян. На юге страны повсеместно высаживают магнолии и банановые деревья, которые дарят благодатную тень в летний зной. С приходом зимы изысканный аромат распространяют мандариновые деревья.

     Во все века знатоки считали пион царем цветов, он был воплощением чистого ян. Город Лоян в провинции Хэнань со средних веков славится пышными пионами, ведь уже в XII веке в Китае выращивали около сотни сортов этого растения. Ежегодно там проводится фестиваль пионов, на который съезжаются любители прекрасного со всех концов земного шара.

     Начало инь в цветочном царстве представляла хризантема — самый красивый осенний цветок, символ покоя и долголетия, а также душевной чистоты благородного мужа.

     Из водяных цветов предпочтение отдавали лотосу — главному цветку буддизма. По легенде, именно в нем родился Будда. Конечно, неспроста: тянущийся из темной глубины вод к солнцу стебель лотоса как будто пронизывает все этажи мироздания и воплощает неудержимую силу жизни. А его прекрасные и нежные цветы, которые распускаются над водной гладью, символизируют душевную чистоту.

     Декоративные растения и цветы были не только пиршеством для глаз, но и несли в себе глубокий философский подтекст, указывая на текучесть жизни. Деревья и цветы в китайском саду были не только образами вечной красоты — они были попыткой уловить и запечатлеть отдельный миг и его настроение. В каждом саду создавали специальные уголки, которые предназначались для посещения в разное время года. Зимние пейзажи состояли из сосен, морозоустойчивых растений и цветов; весенние — из цветущих в эту пору вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок и нарциссов. В летних уголках сада выращивали летние цветы и лиственные деревья — дуб, ясень, бук, платан. В осеннюю пору наслаждались благоуханием мандариновых деревьев и красотой хризантем.

     Не обошлось и без прямых параллелей между цветочным царством и человеческими нравственными качествами. Орхидея символизирует изящество и скромность, бамбук — душевную прямоту и стойкость, хризантема — благородство души в суровое время, магнолия — женскую красоту, лотос — чистоту сердца в «море пыли и грязи», о счастливой семейной паре часто говорят, что она «как два цветка лотоса на одном стебле». Персик считается символом долголетия и счастливого супружества, хурма — радости жизни, гранат — большого потомства, ведь в Китае испокон веков считали, что чем больше в семье детей, тем она счастливее. Поэты называли сливу мэйхуа, пион, лотос и хризантему «четырьмя благородными мужами». Сочетание сливы и бамбука символизировало прочную дружбу, вместе с сосной они являли образ взаимной преданности даже в зимнюю стужу, а также единения трех учений Китая: конфуцианства (сосна), буддизма (бамбук) и даосизма (слива).

Не правда ли, красиво?

Конные прогулки по Сосновому лесу, «всё включено» в доме отдыха вкс-кантри, верховая езда.

 

ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ Инесса

Источник: «СБ — Беларусь сегодня»