Арттерапия и ее использование

Арттерапия и ее использованиеАрттерапия и ее использование.

Детальная информация о работе.

Выдержка из работы.

арттерапия коррекционный психолог.

Термин психологическая коррекция (от латинского исправление, поправка, улучшение) первоначально возник в дефектологии и как вид психологической практики имеет длительную историю становления и развития. Сегодня понятие психокоррекция рассматривается как особый вид психологической помощи, систему психологических и психотерапевтических воздействий, целью которых является предупреждение и исправление недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

По мнению А. С. Спиваковской. психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т. е. людей с дезадаптивнным поведением и формирующимся невротическим реагированием.

Наиболее благоприятным и сензитивным к психокоррекционным и психотерапевтическим воздействиям является детский возраст.

Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в детском возрасте, условно можно объединить в четыре большие группы: метод игровой терапии, методы арттерапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е. И. Захарова. О. А. Карабанова и др.). Выбор формы, метода, способа психокоррекционной работы опирается на знание возрастных, индивидуальных и специфических, связанных с конкретными особенностями детей. Эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.

Цель данной работы: изучить основные методы психокоррекции, и дать подробную характеристику одному из методов, а именно арттерапии.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Арттерапия: особенности использования в коррекционной работе.

Арттерапия это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Термин арттерапия впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством.

Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации.

Методологическую основу арттерапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли. Основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Применительно к специальному образованию арттерапию, можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Во многих случаях арттерапевтическими называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д. поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах Европы, термин арттерапия при его использовании во множественном числе нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяются понятия арттерапия: психотерапия посредством визуального, пластического искусства; драматерапия: психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры; музыкальная терапия: психотерапия посредством музыки; танцедвигательная терапия и т. д.

Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В большинстве случаев он используется при: внутри- и межличностных конфликтах, кризисных состояниях, экзистенциальных и возрастных кризисах, травмах, потерях, постсрессовых расстройствах, невротических расстройствах и психосоматических расстройствах.

Арттерапия использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их невыразимости (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арттерапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению для них изобразительная деятельность может являться альтернативным языком , более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний, невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т.к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания выходят через художественное изображение более непосредственно. Такой продукт прост для восприятия и анализа.

Использование арттерапии в детском возрасте позволяет.

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам ребенка т.к. аффект опредмечивается в рисунке, истории, сказке, лепной поделке и т. п. обеспечивает катарсис за счет социального признания выразительности формы и значимости созданного продукта.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые конфликты и переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке.

4. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности способствует возникновению чувства эмпатии и взаимного принятия, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей. Возможности опосредованного продуктом арттерапии невербального контакта между детьми способствуют преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родителями и сверстниками.

5. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию, оказывают влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создают предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Оно существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

7. Создает условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Потому что изобразительная деятельность, как и любая продуктивная, требует от ребенка планирования и регуляции деятельности на пути к достижению цели.

В психокоррекционной практике арттерапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Функциями арттерапии являются.

1. Катарсическая очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психо-эмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл, поэтому метод арттерапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе. А. И. Копытин отмечает преимущества метода арттерапии перед другими психокоррекционными методами.

Арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению.

Арттерапия во многих случаях позволяет обходить цензуру сознания , поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в вытесненном виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Арттерапия имеет инсайт-ориентированный характер, является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

Арттерапия работает с продуктами творчества самого клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д. ) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства). Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Арттерапевтическая работа вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Анализируя преимущества, можно сделать вывод о мягкости арттерапевтических методов, арттерапия является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В целом же можно сказать, что метод арттерапии базируются на переключении активности полушарий головного мозга: левое полушарие это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их, правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арттерапевтических занятий полушария начинают дружно работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, зажимов и т. д.

арттерапия коррекционный психолог.

2. Основные направления и виды арттерапии.

Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них.

изотерапия (рисуночная терапия) работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.

библиотерапия литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

музыкотерапия воздействие через восприятие музыки.

имаготерапия воздействие через образ, театрализацию, драматизацию.

сказкотерапия воздействие посредством сказки, притчи, легенды.

кинезитерапия воздействие через танцевально-двигательную.

драматерапия разыгрывание какого либо сюжета.

игровая терапия основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность.

куклотерапия основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

коррекционная ритмика вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

хореотерапия (лечение танцем) активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др.

Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная.

при пассивной форме клиент потребляет художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку.

при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т. д.

Кроме того, существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель арттерапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

В настоящее время, наиболее полно разработана рисуночная терапия.

Изотерапия (рисуночная терапия) терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им. Обычно темы охватывают.

Отношения к самому себе, своей семье ( Я в прошлом , Я такой, какой я есть , Мой обычный день , Я дома , Мой мир , Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно ; Я и мои дети , Моя главная проблема в общении с детьми.

Абстрактные понятия ( Одиночество , Страх , Любовь , Три желания , Остров счастья.

Отношения к группе ( Что я котел и что получил от работы в группе , Что я дал группе.

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития меж-личностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. При рисовании происходит.

расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.

пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное как вы можете ему помочь.

наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени уже повод для деликатного разговора.

Выбор цветов также расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный печаль, а серый беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3 еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

Игровая терапия метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром игра, произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Психокоррекционный эффект достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.

Основная цель игровой терапии помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, отыгрываемых или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах ребенок взрослые , ребенок другие дети ; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Музыкотерапия это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми. Выделяют следующие проявления воздействия музыкотерапии.

регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма.

катарсис, регуляция психоэмоционального состояния.

повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции.

активизация творческих проявлений.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сказкотерапия это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях.

В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог.

использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

активная работа с текстом: Почему герой так поступил? , где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии хорошо плохо.

проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и сыграть эмоции.

использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

переделка или творческая работа по мотивам сказки.

Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медидативные.

Танцевально-двигательная терапия терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Таким образом, арсенал арттерапевтических методик многообразен. Все вышеупомянутые арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психо-эмоционального состояния, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством. Выбор того или иного метода зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, обусловленных типом отклонения в развитии, степенью его выраженности.

Таким образом, арттерапия это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Метод, как комплекс психотерапевтических методик, начал активно развиваться с 1940-х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Современная арттерапия включает в себя множество видов и направлений, например.

Музыкотерапия основан на целительном воздействии музыки на психологическое состоянии человека.

Психодрама человек повторяют свои действия путем театрализации, представляя свои внутренние процессы при помощи сценического действия.

Изотерапия коррекция посредством изобразительной деятельности.

Библиотерапия воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (в т.ч. сказкотерапия.

Игровая терапия метод коррекции посредством игры.

Песочная терапия сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе.

Танцевальная терапия в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим пережить, распознать, выразить свои чувства.

Куклотерапия коррекция поведения ребенка посредством игры с куклами и кукольного театра.

Существуют и такие виды, как флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т. д. Направления арттерапии в целом основывается на специфике каждого вида искусства, а разнообразие техник практически не ограничено. И при этом, не важно, умело выполнена работа или нет. Важно, что чувствует человек во время художественной деятельности, какие новые переживания вспыхивают в нем, какие жизненные процессы благодаря этому в нем побуждаются. И если при этом человек испытывает удовлетворение и радость от проделанной работы, то это уже ключ к успеху.

Список используемой литературы.

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. / Е. А. Медведева и др. М. Академия, 2001. 248 с.

2. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. СПб. Речь, 2007. 160 с.

3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. СПб. Питер, 2010. 336 с.

4. Лаврова Г. Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г. Н. Лаврова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 90 с.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А. А. Осипова. М. Т Ц Сфера. 2002. 512 с.

6. Слюсарева Е. С. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие / Е. С. Слюсарева. Г. Ю. Козловская. Ставрополь: СГПУ, 2008 240 с.

Узнай стоимость работы.