Цветы

ЦветыАранжировка цветов приучает наблюдать и изучать окружающую нас природу, анализировать, а затем обобщать накопленные знания в композиционном решении, развивает творческие возможности, художественный вкус, расширяет рамки эстетического воспитания, способствует формированию гармонически развитой личности.

Составление цветочных композиций имеет и психотерапевтический эффект: снимает нервные и психологические перегрузки, успокаивает, создает хорошее настроение. Следует обратить внимание, что это не только женское дело, им могут заниматься и мужчины. В Японии на протяжении тысячи лет аранжировкой цветов занимались только мужчины и лишь примерно триста лет назад это было разрешено и женщинам.

Отсутствие литературы и разработанной теории цветочной композиции сдерживает у нас развитие этого вида искусства. Для частичного восполнения недостатка в литературе и привлечения внимания искусствоведов к этому древнему виду искусства, который в настоящее время быстро распространяется среди широких слоев населения, и подготовлена данная книга. В ней нам хотелось показать, как использовать цветы для выражения чувств, настроения, мыслей, научить видеть красоту в каждом растении, замечать прекрасное в обыденном, любить и оберегать природу.

Вклейка 1. Пример уравновешенной многокомпонентной композиции. Автор — В. А. Калва.

Обычно все, занимающиеся аранжировкой, более или менее хорошо знают историю икэбаны, имеют представление об ее основных школах. Знания же об европейском букете ограничиваются лишь сведениями о букетах XIX века, а о славянском вообще речь не идет, так как считалось, что славяне никогда аранжировкой не занимались. В книге освещено зарождение так называемого «природного стиля» в России и предпринята попытка сформулировать основы современных представлений об искусстве цветочной композиции. Поскольку подобная попытка делается впервые, книга, безусловно, не лишена недостатков. Автор с благодарностью примет все критические замечания и учтет их в своей последующей работе.

Для освещения истории аранжировки цветов были использованы археологические находки и образцы древнего прикладного искусства с цветочным орнаментом. Вряд ли можно отрицать, что созданию цветочного орнамента должно предшествовать изучение особенностей строения цветов, их эстетических и выразительных достоинств, вариантов сочетаний, то есть создание композиций. Поэтому мы считаем, что орнаментика может характеризовать представления о композиции в ту или иную историческую эпоху.

Вклейка 2. Пример уравновешенной многокомпонентной композиции. Автор — В. А. Калва.

В книге нет полного освещения истории цветочной композиции в изделиях различных ремесел (ткачество, работы ювелиров, резьба по дереву), да такая задача и вряд ли под силу одному человеку. Мы лишь хотели обратить внимание искусствоведов на неисследованную область.

Как известно, задача искусства — воспроизведение действительности. Искусство живописи — это воспроизведение действительности с помощью красок, а искусство цветочной композиции — с помощью цветов и вспомогательного материала. В данном случае «цветочная композиция» выступает как самостоятельный вид искусства.

Слово «композиция» (лат. расположение, составление, сложение) в эстетике означает способ построения художественного произведения; принцип связи компонентов и частей, согласованных между собой и с целым. При этом должны учитываться особенности визуального восприятия и художественной выразительности, декоративности и целостности формы. «Цветочная композиция» употребляется и в значении конкретного художественного произведения (впервые предложено В. А. Калвой.

Под словом «букет» будем понимать красиво составленный набор цветов, который предназначен для подарка. Букет может выражать чувство, настроение. В нем главное — эмоциональная окраска, а не условное содержание.

Цветочная композиция является неотъемлемой частью интерьера и зависит от него, поэтому в книге дается описание славянского жилища в различные исторические периоды. Это описание необходимо не только для иллюстрирования истории букета, но и для уяснения наших национальных особенностей, которые должны найти в нем отражение.

При разработке теоретических основ создания цветочной композиции, в отличие от эмпирических правил икэбаны, были использованы некоторые основные положения современной психологии, в частности, особенности зрительного восприятия произведений искусства. На основе психологии восприятия поясняются основные правила композиции.

Большое внимание уделено описанию методики обучения основам композиции, принятой в весьма влиятельной в Японии и популярной в нашей стране школе Согэцу. Таким образом, читателю предоставляется возможность использовать опыт, накопленный за более чем полувековой период существования этой школы.

Приводится характеристика европейского стиля аранжировки и примеры современных композиций. Освещается советская школа аранжировки, основанная на традициях отечественного реалистического искусства. Важнейшим признаком сюжетной композиции является единство темы и содержания, а требования гармонии и красоты становятся зависимыми от сюжета аранжировки.

В книге рассказывается о нескольких коллективах аранжировщиков и отдельных художниках. Конечно, упомянуты далеко не все, творчество которых достойно подробного описания, и автор приносит им свои извинения.

Составление композиций из цветов является прекрасным и доступным всем видом художественного творчества. В этой связи хотелось бы подчеркнуть уже признанный факт, что способности к художественному творчеству не являются привилегией некоторых одаренных личностей, они имеются у каждого. Их только необходимо выявить и развивать. Этому и призвана помочь данная книга.

Чтобы обучиться мастерству создания цветочной композиции (аранжировке), необходимо пройти две ступени. На первой читатель учится красиво компоновать цветы, на второй — передавать мысли, чувства, настроения с помощью языка цветов. Первая стадия обучения — это освоение ремесла аранжировки, вторая же и есть, собственно, искусство, поскольку каждое произведение уже имеет свое содержание.

Автор старался избегать шаблонных рекомендаций по сочетанию цветов и растений в композиции, считая, что такие рекомендации ограничивают творческую фантазию, приучают к стандартным решениям, что находится в полном противоречии с направленностью книги — всемерно способствовать развитию творческого мышления.

При анализе цветочных композиций в тексте, как правило, отсутствуют названия растений, использованных в них. Ведь в произведениях искусства, какими являются эти композиции, важнейшим становится художественный образ — на нем и концентрируется внимание читателя.

В заключение хочется поблагодарить коллективы отделов истории средневековья Харьковского и Черниговского исторических музеев, возглавляемые Л. Н. Великой и С. А. Половниковой за оказанное содействие в подборе материала.

Приношу благодарность всем мастерам, приславшим свои работы для опубликования.

При ознакомлении с рукописью были высказаны ценные замечания и полезные советы кандидатом психологических наук доцентом А. С. Васильевой, ведущими нашими аранжировщиками В. А. Бермяковым, С. И. Венчаговым, В. А. Калвой, В. П. Кулешовым и Н. А. Лозовой. Всем им выражаю искреннюю благодарность и признательность.

© Елена Морозова, подборка материалов, оформление Алексей Злыгостев, разработка ПО 2001–2017 При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку: ‘ Библиотека по цветоводству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.