Цветы бархатцы

Цветы бархатцыЦель. Закрепить умение видеть осо­бенности растений, отраженные в народных названиях; учить передавать это в рисунках. Материал. Разные сорта бархатцев; акварель, восковые мелки или кусоч­ки парафина, цветные карандаши, бумага и стаканы с водой для цветов, кусочек бархатного материала.

Педагог. Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я прине­сла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Кто знает, как называ­ются эти яркие, разноцветные садо­вые цветы.

Педагог. Что привлекает вас в этом букете.

Дети. Разные цветы. Желтые, оран­жевые — крупные, пестрые помельче.

Педагог. Почему это растение назы­вают бархатцы, бархотки . Пригляди­тесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.

Педагог ставит перед каждым ребен­ком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.

Дети. У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.

Педагог (предлагает потрогать кусо­чек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки). Имеют ли запах эти растения.

Дети. У них резкий запах.

Педагог. Какие еще садовые цветы сильно пахнут.

Дети. Ноготки, настурции.

Педагог. Какие листья у бархатцев.

Дети. Темно-зеленые, резные . кра­сивые.

Педагог. Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. ( Дети составляют рас­сказы .) У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмур­ную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком . а на Украине — чернобровиками . Почему.

Дети. У цветка на лепестках есть черные пятна.

Педагог. А еще их называют цыга­ночками . Почему.

Дети. У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие. Вот поэтому и назвали их цыганочками.

Педагог. Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие ма­териалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья.

Дети. Акварелью, карандашами.

Педагог. А как вы отразите барха­тистость лепестков.

Дети. Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами . а потом покрыть их парафином.

Педагог предлагает детям нарисо­вать клумбы из бархоток: одним — из солнечных цветков, другим — из чернобровиков, третьим — из цыганочек.

Ключевые понятия: экологическое занятие, народные названия растений, бархатцы, бархотки, солнечный цветок, чернобровик, цыганочки, рисование, живая природа.

Большакова М. Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 12–20.