Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека»

Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека»Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека.

Светлана Чернышева Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека.

Образовательная область: познание.

Возраст: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных представлений об экологически грамотном и безопасном для природы и самого ребенка поведении.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаем исследовательский проект на тему «Зеленая аптека.

Объектом исследования являлись лекарственные растения на экологической тропе и фито огороде детского сада, а так же домашние лекарственные растения.

Предметом исследования стала «Зеленая аптека», как способ развития познавательной активности детей подготовительной группы детского сада.

В результате проведенного теоретического исследования и накопленного авторами практического опыта, была сформулирована следующая гипотеза.

«По мере развития цивилизации люди стали лечиться химическими средствами. Используя целебные свойства растений, можно сохранить и укрепить здоровье детей и их родителей.

Целью нашей работы явилось становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных представлений об экологически грамотном и безопасном для природы и самого ребенка поведении.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Успех реализации задач экологического образования обеспечивается построением системы работы, включающей следующие компоненты.

— создание экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.

-создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

-постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

-активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

-поддержание тесных связей с социумом (аптека.

На этапе подготовки проекта создавалась предметно — пространственная развивающая среда. Вместе с родителями были подобраны книги по теме «Лекарственные растения», созданы информационные папки-передвижки «Лекарственные растения экологической тропы детского сада» и «Наш фито огород», пополнили игротеку развивающими настольно — печатными играми, создали уголок для сюжетно- ролевой игры «Аптека.

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.

Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, о сезонных явлениях природы.

Системность наблюдений даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе.

Создание фито огорода в детском саду способствовало более тесному общению детей с природой и лекарственными растениями в частности. Проводили сезонные наблюдения за циклом развития растений. Давали детям представления о сборе, сушке, хранения лекарственного сырья.

Детей знакомили с многообразием лекарственных растений, из которых можно приготовить полезный и вкусный фиточай. Сюжетно — ролевая игра «Аптека» способствовала закреплению знаний о лекарственных растениях, накоплению практического опыта при составлении лекарственных сборов и целебного фиточая. Для дозировки сырья использовали аптечные весы.

Для поддержания интереса детей к полезным свойствам лекарственных растений устраивали чаепития, используя заваривание разных трав, и определяли на запах и вкус состав чая.

Родители, проникшись заинтересованностью детей лекарственными растениями, принесли в группу комнатные растения, которые растут у них дома. Дети с удовольствием рассказывали об этих удивительных растениях своим друзьям. Так в уголке природы появилась коллекция комнатных лекарственных растений и повысилась мотивация детей к уходу за растениями.

Расширили представления о гербарии, дети получили практические навыки по уходу за растениями на клумбе, сбору природного материала и правильного хранения его для использования в изо деятельности.

С родителями было проведено анкетирование с целью выяснения знаний о лекарственных растениях, их применении. Результаты анкетирования оказались неутешительными. Родители мало знают о лекарственных растениях, затрудняются дать им названия, указать целебные свойства. Немногие смогли поделиться рецептами фиточая.

С целью повышения компетентности родителей в вопросах использования лекарственных растений для профилактики простудных заболеваний у детей была создана информационная папка — передвижка о лекарственных растениях, изготовлены буклеты «Лекарственные растения», проведен конкурс «Семейные рецепты фиточая», семьей Спесивцевых были подарены мешочки с ароматическими травами для спальни. Родители участвовали в создании коллекции комнатных лекарственных растений.

Экскурсия с детьми в аптеку подтвердила гипотезу, что на основе лекарственных растений изготавливаются многие лекарственные препараты.

Сотрудники аптеки в процессе общения с детьми были удовлетворены знаниями детей о лекарственных растениях.

Подводя итог проделанной работе, мы можем сделать вывод о том, что работа в подготовительной группе дошкольников со знакомством с лекарственными растениями даёт однозначно положительные результаты для развития познавательной активности детей, формирования познавательного интереса, развития необходимых для будущего школьника качеств.

Знакомство с лекарственными растениями Краснодарского края, их целебными свойствами как общее занятие детей и родителей формирует качественные образовательные взаимоотношения между родителями и детьми, что и является одной из целей действующего образовательного стандарта. Таким образом цель нашего проекта «Зеленая аптека» достигнута.

Спасибо, коллеги, за внимание.

Публикации по теме.

Нравственно-экологический проект для дошкольников «Берегите птиц» Актуальность проекта В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача.

«Петя-профессионал». Педагогический проект о сотворчестве детей и родителей в ходе ознакомления детей с профессией родителей Новый год – это чудесный праздник, которого ждут и взрослые и дети, это самое замечательное время для занятий сотворчеством. Сама волшебная.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» — В поле.