Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека»
Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека.
Светлана Чернышева Экологический проект в ходе ознакомления дошкольников с растениями фитоогорода «Зелёная аптека.
Образовательная область: познание.
Возраст: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Формирование первоначальных представлений об экологически грамотном и безопасном для природы и самого ребенка поведении.
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаем исследовательский проект на тему «Зеленая аптека.
Объектом исследования являлись лекарственные растения на экологической тропе и фито огороде детского сада, а так же домашние лекарственные растения.
Предметом исследования стала «Зеленая аптека», как способ развития познавательной активности детей подготовительной группы детского сада.
В результате проведенного теоретического исследования и накопленного авторами практического опыта, была сформулирована следующая гипотеза.
«По мере развития цивилизации люди стали лечиться химическими средствами. Используя целебные свойства растений, можно сохранить и укрепить здоровье детей и их родителей.
Целью нашей работы явилось становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника.
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Формирование первоначальных представлений об экологически грамотном и безопасном для природы и самого ребенка поведении.
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Успех реализации задач экологического образования обеспечивается построением системы работы, включающей следующие компоненты.
— создание экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.
-создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
-постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
-активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
-поддержание тесных связей с социумом (аптека.
На этапе подготовки проекта создавалась предметно — пространственная развивающая среда. Вместе с родителями были подобраны книги по теме «Лекарственные растения», созданы информационные папки-передвижки «Лекарственные растения экологической тропы детского сада» и «Наш фито огород», пополнили игротеку развивающими настольно — печатными играми, создали уголок для сюжетно- ролевой игры «Аптека.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, о сезонных явлениях природы.
Системность наблюдений даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе.
Создание фито огорода в детском саду способствовало более тесному общению детей с природой и лекарственными растениями в частности. Проводили сезонные наблюдения за циклом развития растений. Давали детям представления о сборе, сушке, хранения лекарственного сырья.
Детей знакомили с многообразием лекарственных растений, из которых можно приготовить полезный и вкусный фиточай. Сюжетно — ролевая игра «Аптека» способствовала закреплению знаний о лекарственных растениях, накоплению практического опыта при составлении лекарственных сборов и целебного фиточая. Для дозировки сырья использовали аптечные весы.
Для поддержания интереса детей к полезным свойствам лекарственных растений устраивали чаепития, используя заваривание разных трав, и определяли на запах и вкус состав чая.
Родители, проникшись заинтересованностью детей лекарственными растениями, принесли в группу комнатные растения, которые растут у них дома. Дети с удовольствием рассказывали об этих удивительных растениях своим друзьям. Так в уголке природы появилась коллекция комнатных лекарственных растений и повысилась мотивация детей к уходу за растениями.
Расширили представления о гербарии, дети получили практические навыки по уходу за растениями на клумбе, сбору природного материала и правильного хранения его для использования в изо деятельности.
С родителями было проведено анкетирование с целью выяснения знаний о лекарственных растениях, их применении. Результаты анкетирования оказались неутешительными. Родители мало знают о лекарственных растениях, затрудняются дать им названия, указать целебные свойства. Немногие смогли поделиться рецептами фиточая.
С целью повышения компетентности родителей в вопросах использования лекарственных растений для профилактики простудных заболеваний у детей была создана информационная папка — передвижка о лекарственных растениях, изготовлены буклеты «Лекарственные растения», проведен конкурс «Семейные рецепты фиточая», семьей Спесивцевых были подарены мешочки с ароматическими травами для спальни. Родители участвовали в создании коллекции комнатных лекарственных растений.
Экскурсия с детьми в аптеку подтвердила гипотезу, что на основе лекарственных растений изготавливаются многие лекарственные препараты.
Сотрудники аптеки в процессе общения с детьми были удовлетворены знаниями детей о лекарственных растениях.
Подводя итог проделанной работе, мы можем сделать вывод о том, что работа в подготовительной группе дошкольников со знакомством с лекарственными растениями даёт однозначно положительные результаты для развития познавательной активности детей, формирования познавательного интереса, развития необходимых для будущего школьника качеств.
Знакомство с лекарственными растениями Краснодарского края, их целебными свойствами как общее занятие детей и родителей формирует качественные образовательные взаимоотношения между родителями и детьми, что и является одной из целей действующего образовательного стандарта. Таким образом цель нашего проекта «Зеленая аптека» достигнута.
Спасибо, коллеги, за внимание.
Публикации по теме.
Нравственно-экологический проект для дошкольников «Берегите птиц» Актуальность проекта В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача.
«Петя-профессионал». Педагогический проект о сотворчестве детей и родителей в ходе ознакомления детей с профессией родителей Новый год – это чудесный праздник, которого ждут и взрослые и дети, это самое замечательное время для занятий сотворчеством. Сама волшебная.
Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» — В поле.