Флоротерапия

ФлоротерапияДля уточнения понятия натуропатия в системе здравостроительства . которой в той или иной степени привержены авторы нашего сайта, обратимся к популярному источнику информации — Википедии.

Вот серия определений данного понятия.

Натуропа тия, натуральная или натуропатическая медицина — является эклектической альтернативной медицинской системой . не признанной наукой, которая сосредоточена на природных средствах и жизненных способностях организма исцелять и поддерживать себя.

Натуропатия стремится объединить основы классической медицины и методы, подходы и средства народной медицины, фитотерапии и нутрициологии. Основной принцип натуропатии — в каждом от рождения заложены возможности самоизлечения. Особой способностью к самовосстановлению обладает мозг, который наделен свойством нейропластичности. Натуропатия предлагает пути самоизлечения.

Натуропатия — рассматривает человека как систему, в которой все процессы неразрывно связаны друг с другом. В натуропатии считается, что душа и тело человека неразделимы, а потому при лечении следует уделять внимание как физическому, так и душевному состоянию пациента. Главная идея натуропатии состоит в том, чтобы человек сам, насколько это возможно, отвечал за состояние своего здоровья, и чтобы болезни в большей степени предотвращались, чем излечивались.

Как видим, здесь четко разграничены три основных подхода.

альтернативная медицинская система.

система, которая стремится объединить классическую и народную (нетрадиционную) медицину.

система, которая рассматривает сущность самого человека — его душу и тело, как источник здоровья и самоисцеления.

Таким образом, главная идея натуропатии — это не медицинская система, а система здравостроительства.

Однако, все остальные тексты по натуропатии относятся практически на 90% к первым двум «медицинским направлениям». Это интересно видеть по принципам и методам натуропатии.

Принципы натуральной медицины.

Партнерство между пациентом и врачом в процессе лечения.

Адекватное использование аллопатических и дополнительных методов для достижения наиболее оптимальных результатов. ( лечения.

Учет всех факторов, которые влияют на здоровье, самочувствие и течение болезни, включая состояние когнитивной сферы пациента и его духа в единой системе разум-тело.

Соответствие принципу: истинная медицина должна базироваться на истинной науке . открытой для новых парадигм.

Минимальное использование инвазивного вмешательства.

Терапевтические направления и методы натуральной медицины.

Лечебные методы натуральной медицины . в основном — авторские, неинвазивные, включающие психологическое, психотерапевтическое, информационное, биоэнергетическое, контактное и бесконтактное воздействие на пациента, с применением (или без такового) природных средств и пищевых продуктов, приборов и предметов, безопасность и медицинская эффективность которых подтверждена (или не подтверждена!) лицензиями. Они направленны на оздоровление, профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и раскрытие естественных резервов человеческого организма, восстановление его адаптационных способностей и духовное совершенствование.

Конкретные терапевтические направления и методы натуральной медицины.

Анималотерапия — лечение путем общения с животными.

Ароматерапия — лечение с помощью ароматических веществ.

Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства.

Аэроионотерапия — лечение отрицательно заряженными ионами.

Аэрофитотерапия — лечение с помощью эфирных масел лекарственных растений.

Галотерапия — лечение в камере искусственного микроклимата с высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия.

Гелиотерапия — лечение с помощью солнечного света.

Гирудотерапия — лечение с использованием пиявок.

Гомеопатия — лечение по принципу «подобное подобным.

Дендротерапия — лечение путем общения с деревьями.

Ландшафтотерапия — лечение местностью.

Литотерапия — лечение камнями и минералами.

Музыкотерапия — лечение музыкой.

Магнитотерапия — лечение постоянным и импульсным магнитным полем.

Рекреационная терапия — комплексное использование методов эрго-, аэро-, гидро-. гелио- и термотерапии в укреплении здоровья и продления жизни.

Талассотерапия — лечение морскими водорослями, солями, грязями.

Фитотерапия — траволечение.

Флоротерапия — лечение цветами.

Фунготерапия — лечение грибами.

Хронотерапия — лечение путем оптимизации биологических ритмов.

И это далеко не полный перечень авторских методов медицинского направления натуропатии. Такое общее склонение в клиническую и фармакологическую сторону понятно в современном состоянии общества и традиционном мировоззрении. Человек не следует принципу «познай себя — познай мир — управляй реальностью», а следует традициям рефлексии — его проблемы, в том числе болезни, приходят извне, соответственно, вне его самого есть и решение этой проблемы, в случае болезни — есть медицина, классическая или народная, в ней есть традиционный и понятный симптоматический подход. Заболело горло — лечим горло, поднялась температура — сбиваем температуру, болит спина — принимаем таблетку или бежим к массажисту. Какая разница? Традиционная медицина или нет? В рыночной экономике — это высокодоходный и быстро развивающийся бизнес. Энергия денег усиливает власть «медицинских» традиций, прогрессом технологий порождая веру, что будет изобретена чудесная таблетка от всех болезней или чудесное средство, приняв которое, человек будет счастлив, здоров и будет жить вечно.

Больной человек выгоден самому себе и обществу. Во-первых, его традиционно жалеют, он сам себя жалеет и рассудочно объясняет свое нездоровье — его заразили, плохо поставили диагноз, плохо лечат, лекарства плохие и не помогают и т.д. что возможно и недалеко от истины при нынешнем состоянии социальной медицины. Во-вторых, общество оплачивает его болезнь и инвалидность в системе страхования и пенсионного обеспечения, на минимальном уровне, но это огромные обязательства всех социальных государств. В-третьих, больные исключаются из системы обязанностей: начиная со школы, освобождением от нелюбимой физкультуры, требующей элементарных затрат физической энергии; освобождением от службы в армии; освобождением от физического труда в семье. И это «освобождение» начинает с детства восприниматься как исключительность, превосходство над остальными — здоровыми. В-четвертых, преимущественно женское воспитание в семье усиливает «медицинские» традиции — главное, чтобы ребенок не болел и оградить его от всех опасностей заразиться, простыть, упасть и т.д. а если заболел — то смотри третье — ребенок попадает в категорию «комфорта исключительности и освобождения». Пятое — больной человек это источник денег для медицинского бизнеса, двигатель его бурного развития. Шестое — глобальная конкуренция в медицине становится политическим фактором усиления неявной, но реальной власти фармакологических монополий, это ясно видно на примере России. Если прекратится поставка импортных лекарств, что будет «со мною и страною». Вопрос риторический. Седьмое — через качество и состав фармакологических средств можно влиять на рождаемость и заболеваемость определенными болезнями в странах третьего мира, где нет жесткого фармакологического контроля, и это тоже касается России. Перечислять факторы экономической выгоды больного общества можно и далее, но это не наша цель.

Природные законы не перестают действовать на человека и его состояние и в условиях современной «цивилизации» и через все преграды рассудочных ухищрений социальной медицины и технологического прогресса. Население растет, планета становится не в состоянии выдержать этот биологический рост и агрессивность экологического поведения человека. Социально-экономическими законами население концентрируется в искусственно созданной среде огромных городов, где возникают новые болезни от грязного воздуха, искусственной пищи, плохой воды, агрессии от концентрации толпы и постоянного стресса, гиподинамии и прочих условий «цивилизованного» образа жизни.

Это и есть проявления законов природы, которые таким образом способствуют снижению численности господствующего биологического вида. Более того, природный закон роста энтропии в закрытой системе социума, неизбежно приведет к его кризису и гибели, если не возникнет внутри социума балансирующее явление негэнтропии — духовное развитие человека.

Поэтому явление «всеобщей социальной медицинизации» — есть проявление природного закона роста энтропии и противодействия росту численности населения. Чем быстрей следует человек современному направлению технологического прогресса, тем быстрее развивается медицина и фармакология, тем больше будет болезней и больных. Это и есть парадокс нашей цивилизации и источник будущего кризиса или гибели.

Выход из этого тупика есть и проявляется старанием людей и Искателей духовного пути развития. Поэтому появляется все больше сторонников не только быстро развивающегося медицинского направления натуропатии, но как исходной и главной ее идеи — здравостроительства.

В отличии от России натуропатия популярное направление «Натуральной медицины» в США, Канаде, Западной Европе. Здесь она имеет содержание объединенной жизненной философии и медицинской практики для улучшения здоровья и лечения болезней с использованием «жизненных сил» организма. Под натуропатией в этих странах также понимают традиционные методы оздоровления, иногда просто разумное поведение человека в отношении здоровья.

Аювердическая (индийская), китайская, тибетская и другие ветви восточной философии медицины в основе рассмотрения проблем жизни и здоровья имеют принцип целостного исследования состояния человека, а не только изучение признаков определенной болезни. Это следствие развития традиций восточных практик самосовершенствования человека в отличие от западных подходов развития познанием. Можно сказать, что натуропатия — западный эквивалент данного подхода, но в отличие от него, не имеющий корней в духовных практиках, поэтому он более формализован, рассудочен и все-таки склонен к «медицинским» взглядам. Поэтому некоторые терапевтические методы натуропатов, иногда доведенные до абсурда, справедливо критикуются и развенчиваются исследованиями медиков-специалистов в классической медицине.

В 1832 г. в США возникло особое направление натуропатии — гигиеническое движение, позже получившее название «натургигиена». Следующие 100 лет движение за натуропатию и натуральную гигиену росло. Оно пошло на спад в 1940-х годах в связи с успехами фармакологии,открытием антибиотиков и других эффективных лекарств и вновь приобрело популярность в 1970-х годах параллельно сформулированному официальным здравоохранением движению за «здоровый образ жизни». В XX в. развитие натургигиены было связано с именами П. Брэгга, К. Джеффри, К. Ниши, Г. Шелтона и многих других.

Целью натургигиены является комплексное оздоровление организма естественными методами и активизацией целительных и защитных функций, заложенных в организме человека природой. Натургигиена — это часть натуропатии, но ее цель — оздоровительная, профилактическая, просветительская и обучающая, а не лечебная и медицинская. Два близких варианта ее девизов гласят: «К тридцати годам надо стать самому себе врачом или приблизить собственную смерть» или «К сорока годам человек сам себе врач или глупец». Эти девизы также категоричны, как и вся натургигиена, но в них есть актуальная для россиян правда. Философию натургигиены болгарский практик П. Димков (1982) выразил так: «Всю формулу здоровья можно написать на ногтевом ложе — береги чистоту внутреннюю — чистые мысли, чистые слова, чистые желания, чистые поступки, чистая пища. Будь скромным и соблюдай законы Природы». Эти слова сходны с положениями восточной философии медицины.

Из натургигиены возник натуризм, как движение людей к максимальному использованию природных факторов — солнца, воздуха, воды, вегетарианской сырой пищи, активного физического труда. Последовательной и объективной критике подвергается обязательность сыроедения — стержень движения натуризма и тем более, такие его радикальные крайности, как нудизм — купание в море и реках и принятие воздушных и солнечных ванн в полностью обнаженном виде, роды в воде, отказ от вакцинации против инфекционных болезней, нарушающих природу человека.

В настоящее время определились спорные положения натуропатии и натургигиены. Это прежде всего методы очищения организма от вредных веществ: лекарств, ядохимикатов, пищевых добавок, шлаков и токсинов, возникших от употребления ненатуральных продуктов, отклонений от правил «естественного питания» и иных причин. К продуктам, способным «загрязнить» организм, отнесены мясо, рыба, яйца, молоко, сахар, дрожжевой хлеб, чай, кофе, квашеная капуста и многие другие. Перечни таких продуктов у разных направлений натуропатии различны, но общими для всех являются «ненатуральные» продукты, производимые пищевой промышленностью. Таким образом, для сохранения здоровья надо не «загрязнять» организм и периодически освобождать его от вредных веществ за счет голодания, диет из соков, промывания желудка, кишечника и почек, чистки печени и других очистительных процедур. Причем методы проведения процедур существенно различаются по степени радикальности воздействия прежде всего на биологию организма, а тем более практически не встречается их совмещение с духовными практиками. Именно в этом состоит главное принципиальное отличие таких методик от восточных практик очищения, например в йоге. Здесь мы опять видим односторонний подход к сущности человека.

У здоровых людей, в принципе организм должен справляться с обезвреживанием и выведением шлаков, токсинов и большинства чужеродных химических веществ, так что нет необходимости вмешиваться в этот процесс. Но это возможно при условии нормальных условий и нормального образа жизни в соответствии с законами природы. А большинство людей, особенно в России не имеют таких условий и не соблюдают такой образ жизни. Поэтому методы очищения необходимы в соответствии с принятой практикой оздоровления в натуропатии или натургигиене. Критика уместна только для радикальных методов, противоречащих природе организма и рассудочно придуманных.

В натуропатии и натургигиене множество направлений, нет единства и существуют взаимно исключающие методики и теории. В этом и есть кардинальное отличие медицинских направлений натуропатии от официальной медицины, где существуют научные школы и утвержденные стандарты. Несмотря на это возникло новое понятие — «интегральная медицина», т. е. объединение некоторых рациональных методов нетрадиционной медицины, включая натуропатические, с официальной медициной. Но медицина остается здесь ключевым словом.

В России в связи с реформой системы образования и здравоохранения широко распространились в обществе, обсуждались и продолжают возбуждать внимание направления валеологии, здравологии, здравостроительства. Обратимся опять к википедии.

Валеология (от одного из значений — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Термин «валеология» введён советским учёным, д.м.н.профессором И.Брехманом. В настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Между тем предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. Но широкая критика со стороны серьезных ученых и в особенности православных, церковных деятелей сделали свое дело «с водой выплеснули и ребенка». Поэтому, чтобы не смешивать свои теоретические и практические разработки в области популяризации здорового образа жизни, интегральной, нетрадиционной медицины, натуропатии, натургигиены многие стали применять термины «здравология» и «здравостроительство». Эти термины пока не имеют особой истории, как валеология и в целом более понятны для носителей русского языка чем «натуропатия.

Нам симпатичен термин здравостроительство . не претендующий на наукообразность и определяющий содержание многих школ натуропатии, имеющих системный подход к здоровью человека, его сохранению и восстановлению. Мы все таки отнесли себя к натуропатии — области знаний и практик, наиболее устоявшейся и известной в мире, чем валеология, здравология. Наиболее нам близка система, разработанная известным во всем мире японским практиком-натуропатом Кацудзо Ниши (переход к статье «Система натуропатии Кацудзо Ниши.

Таким образом, рассмотрев терминологию и содержание направлений в интересующей нас области, можем определить наши позиции и отличия.

Мы придерживаемся главной идеи натуропатии в ее «немедицинском» выражении, которая состоит в том, чтобы человек сам, насколько это возможно, отвечал за состояние своего здоровья, и чтобы болезни в большей степени предотвращались, чем излечивались.

Наша цель совпадает с целью натургигиены— части натуропатии, наша цель оздоровительная, профилактическая, просветительская и обучающая, а не лечебная и медицинская.

Мы исключаем всякие крайности . которые есть в некоторых направлениях натуропатии, прежде всего противоречащие здравому смыслу и природным законам. Мы не претендуем на истину, поскольку ее проявлений в нашем материальном мире великое множество. Мы рекомендуем рациональные практики.

Системность мировоззрения авторов проявлена и является базисом рациональных практик, изложена в статьях и является открытой для рассмотрения и обсуждения.

В отличие от общепринятых подходов мы рассматриваем натуропатию как систему отношений и взаимосвязей сущности человека, человека в его семье, человека в социуме, человека в природе и т.д. Эта система по ее уровням является динамичной и постоянно изменяющейся.

Учитывая главную идею натуропатии, мы не противопоставляем свою систему классической медицине, нетрадиционной медицине и всем другим социальным направлениям медицины. Каждый человек имеет свободу выбора, в том числе и выбора своего врача, учителя и т.д. Но все должны понимать при серьезных симптомах ухудшения здоровья, для проведения анализов в целях профилактики болезней, в критических ситуациях травм всем надо обращаться к врачам классической медицины. Это здравый смысл и закон социальной жизни современного человека.

Наша система натуропатии пронизана и неразрывна связана по содержанию с понятиями энергетики человека, понятиями рассудка, разума, воли и духовности человека.

Более подробно содержание школы рассмотрено в статье «Система рациональной натуропатии» (переход к статье О.Н.Орловой «Система рациональной натуропатии.