Галина Викторовна Ионова ->

Галина Викторовна Ионова ->

Галин» width=»200″ height=»150″/>Галина Викторовна Ионова.

В процессе овладения правописной грамотностью особое значение имеет формирование фундаментального орфографического умения, получившего в методике название орфографической зоркости, — умения находить орфограммы в письменном слове и предвидеть их в устном ответе.

Основным средством выработки умений находить опознавательные признаки разных типов орфограмм в процессе письма и на слух должны стать специальные орфографические упражнения, такие, как: неосложнённое списывание (списывание без пропусков орфограмм); обучающие диктанты без каких – либо изменений и с изменением формы; выборочные диктанты (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный). а также диктант «Проверяю себя.

Чтобы организовать на уроке продуктивную деятельность всех учащихся, необходимо использовать такие формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учеников, помогают детям овладеть правописными навыками. Рассмотрим некоторые виды словарных диктантов, с помощью которых можно обеспечить индивидуальную работу со слабыми учащимися, ведь такие школьники, как правило, не имеют достаточного фонда знаний, не умеют применять их на практике.

Словарный диктант «с подсказкой». Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правило, бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие – то условия действия правила. Необходимо направить работу учащихся.Такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. Вот как проводится такой диктант.

Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы, а учащиеся записывают слово.

Мячом. «Орфограмма, — говорит учитель, — находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать – о или е. Написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму.

Словарный диктант с грамматическими заданиями содействует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

1)Ветошь, пейзаж (определить род и склонение существительных). 2)К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму). 3)Колышет, дышит (определить спряжение глагола, выделить окончание). 4)Рассмотреть, расписать, разделить (выделить приставку и корень, определить, с глухого или звонкого начинается корень). 5) Не хочу, не был (определить часть речи.

Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта – формирование у детей навыков самоконтроля. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.

Сначала учащиеся пишут диктант, учитель указывает параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки. С помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.

Словарный диктант с продолжением. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

Словарный диктант с элементами игры. Игра – спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, способствует развитию воли, памяти, мышления.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз ». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм.

Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел – (город Орел.

Цветок роза – (девочка Роза.

Воздушный шарик – (собака Шарик.

Плодородная земля – (планета Земля.

Игра «Справочное бюро» способствует воспитанию навыков работы со словарём. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные : винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

Словарный диктант может проводиться на основе загадок.

Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.

Правописание гласных после шипящих и ц.

С мятной пастой дружит.

Нам усердно служит.

По пригоркам, по равнинам.

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.