Изложение с творческим заданием

Изложение с творческим заданиемИзложение с творческим заданием.

Река – особенный мир, с таинственной тенью под кустами, нависшими над водой, с веселым журчаньем воды по камушкам, с луговыми цветами, смотрящимися в нее.

Всё: и подлунные холмы, и темно-красные клеверные поля, и влажные лесные тропинки, и закатное пышное небо – весь окружающий меня мир казался мне прекрасным, и не было никакого изъяна в нем. Теперь, когда вдали от него я вдохновенно рассказывал и восторженно живописал, он казался мне еще прекраснее, еще сказочнее. Он виделся мне прекрасным до сладкого замирания в груди. Рассветные туманы представлялись – обязательно розовыми, плавающие среди водорослей золотые рыбки – золотыми, с красными перьями, роса на травах – то крупный жемчуг, то бриллианты, вода – чистейший хрусталь, любая дорожка – в заповедную сказку.

(110 слов) (В. А. Солоухина «Кувшинка», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г. с. 230 – 231.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Суффиксы имён прилагательных, причастий.

Обособленные определения и обстоятельства.

Однородные члены предложения.

Предложение с однородными членами и обобщающим словом при них.

Тире в предложении.

Пунктуация сложного предложения.

В одном месте, поперек течения речки, поднимается высокий, округлый холм. Речонка не из горных, не то чтобы пробить себе ущелье, смиренно повернула направо, огибая зеленую ограду холма. Однако правду говорят, что и капля камень долбит. Из года в год, особенно во время весенних паводков, речка подмывает подножие холма. Обнажились красная глина, пески и камушки. Дальше – больше, поднялся над речкой причудливый песчано-глинистый обрыв, во всю высоту холма, словно отрезали ножом от огромного каравая.

Местами на обрыве зацепились сосенки, местами зашумела листвой ольха, местами по-прежнему чистый обнаженный песочек. Когда мы были мальчишками, не было для нас более интересного места, чем эта круча. По мягким песчаным осыпям, как бы текущим вниз между глинистых складок, мы спрыгивали вниз гигантскими, захватывающими дух прыжками. Соревнование состояло в том, кто меньше потратит прыжков от верху до низу. Да и без соревнования, ради самого восторга полета, стоило снова и снова карабкаться наверх, к месту, откуда начинались наши прыжки. После каждого приземления некоторое время плывешь вместе с песком, стронутым с места, а потом уж снова прыгаешь. То-то сладко.

(169 слов) (В. А. Солоухин «Кувшинка», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г. с. 230 – 231.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах.

Суффиксы имен существительных, прилагательных.

Обособленные обстоятельства и определения.

Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, словно капельки свежей крови, но мало кто замечал, как цветет этот вечнозеленый боровой кустарничек. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени бережно разглядеть его вблизи. То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием.

Вот почти белые, но все же розовые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не больше спичечной коробки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники.

А вот тоже колокольчик, но очень странный. Он похож на крохотный фарфоровый абажурчик (но такой нежный и хрупкий, что вряд ли можно сделать его человеческими руками). На месте каждого абажурчика вызреет сочная, черная, с синим налетом на кожице ягода черника.

А вот собрались в кисточку крохотные белые кувшинчики с яркими красными горлышками. Кувшинчики опрокинуты горлышками вниз, и из них целый день льется и льется аромат. Это целебная трава толокнянка. Нет, только издали похожи друг на друга боровые цветы.

(163 слова) (В. А. Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах.

Правописание сложных слов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных.

Обособленные обстоятельства и определения.

Начало Владимирской земли.

Под деревянным мостом стояли бревенчатые обшарпанные быки. Коричневая неглубокая река беззвучно обтекала их. Белые, как сахар, песчаные отмели, уходя под воду, приобретали цвет червонного золота. Потом они снова появлялись над водой в виде маленьких островков и возвращали себе сверкающую белизну. Один берег реки отлог. Молодой ивняк отступил от воды метра на два и так раскудрявился, такой закипел зеленью, что и песок под ним кажется зеленоватым. Другой берег отрывист, хоть и не высок. Тут, видимо, постоянно что-то с хлюпаньем сползает в воду, обрушивается, подмывается. Стройные частые сосенки подбежали к самому обрыву и заглядывают в воду. Но вода текуча и узловата, она размывает очертания деревьев.

Пройдя мост до конца, мы очутились во Владимирской области. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению.

(124 слова) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Личные окончания глаголов.

НЕ с разными частями речи.

Все больше и больше нравился нам тихий, весь в зелени городок, окруженный ромашками, гвоздичками, колокольчиками, васильками, подорожниками, тысячелистниками, хвощами, полынью… А то еще посмотришь вдоль улицы и увидишь в конце ее колосящееся ржаное поле. Ветерки, пахнущие полевыми травами, продувают городок насквозь, и кажется, что сами деревянные дома насквозь пропитаны этими запахами.

Вместе с рекой, прорезая Юрьев через самый центр, входят в быт юрьевчан кувшинки, стрекозы, обильные росы по вечерам, речной туманец в летние ночи.

Мальчишки, да и не только мальчишки, пристроились с удочками под тенью развесистых вётел. Между домами и рекой растет чистая трава, как в деревне.

В центре сохранились старинные торговые ряды – большое приземистое здание из побеленного кирпича. Широкие окна вплотную примыкают друг к другу и тянутся цепочкой. Они закрыты деревянными коричневыми ставнями с тяжелыми коваными петлями поперек. Перед рядами на стояках лежит бревно, к нему привязывают лошадей.

Это был город овса и кожи, сена и колесной мази, мучных лабазов и рогожных кулей.

(154 слова) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Личные окончания глаголов.

Предложения с однородными членами.

Лабаз – помещение для хранения или продажи товаров, главным образом продовольственных.

Воспушки – село длинное, построенное в две улицы. Видно, как торопливо оно латается, подрубается, обновляется, наверстывая упущенное за свои худшие годы. В каждом доме что-нибудь было новое. Там – крыльцо, там – терраса, там – три книжных венца, там – крыша, там – наличники, там – забор, там – двор, там – ворота, а там – и весь дом. Срубов пять или шесть стояли на улице, приготовленные к превращению в дома. Кое-где белые, смоленые, лежали бревна, приготовленные к превращению в срубы. А там – доски, которыми завтра обошьют крыльцо, а там – тес, в который завтра оденут избу.

На улицах оживление. Нарядные девушки ездят на велосипедах и ходят пешком небольшими группами.

(99 слов) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях.

Обособленные определения и обстоятельства.

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Тире в предложении.

Пунктуация сложного предложения.

Хлеб в лесу да на болотах родится неважный. Владимирцы давно поняли, что одной землей не проживешь, поэтому и уходили из своих деревень на отхожие промыслы, поэтому и появились все эти владимирские богомазы, лапотники, овчинники, шерстобиты, шорники, вышивальщицы, угольщики, смолокуры, игрушечники, корзинщики, рожечники, рогожники, дегтярники, столяры, щетинники, колесники, сундучники, бондари, плотники, гончары, кирпичники, медники, кузнецы, каменотесы.

Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики – березовым дымком, овчинники – овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колесники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики – горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

(94 слова)(В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях.

Правописание сложных слов.

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Тире в предложении.

Пунктуация сложного предложения.

Бондарь – ремесленник, изготовляющий бочки.

Мочало – волокно, получаемое из лубяного слоя липовой коры путем вымачивания.

Отхожий промысел – временная сезонная работа крестьян вне своей деревни.

Главное вещество, из которого варят стекло, называется кремнезём, то есть, попросту говоря, это обыкновенный чистый песок. Но кремнезём плавится только при очень высокой температуре. Не менее 1700 градусов. В простых плавильных печах получить такую температуру почти невозможно. Поэтому к песку добавляют соду. Эта смесь плавится при более низкой температуре. Тут достаточно уже 1400 градусов.

Только вот какая беда: стекло, сваренное из смеси песка и соды, может раствориться в воде. Чтобы придать ему стойкость, к смеси песка и соды необходимо добавить извести или мела. Вот тогда получается стекло, из которого делают посуду и всё, что угодно.

Но это — обыкновенное стекло. А то есть ещё хрусталь. Чтобы получить его, берут особо чистый песок или молотый кварц, а кроме соды и извести, добавляют ещё и свинцовую окись, которая придаёт стеклу прозрачность и твёрдость.

Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, и он тихонько зазвенит мелодичным малиновым звоном.

Однако расплавленное стекло – это ещё только материал для изделий. Нужно большое искусство, чтобы превратить его в готовые вещи. И в первую очередь искусство мастера-стеклодува.

Выдувание стеклянных изделий в общих чертах похоже на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому как ребёнок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из неё для забавы прозрачный, сияющий шар, мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве «баночкой», а потом придаёт этой «баночке» нужную форму. Так делалось всё: графины, стаканы, вазы, блюдца и множество прочих изделий.

Но как же далёк этот труд от детской забавы! Как мучительно опаляет лицо мастера своим жаром стекловаренная печь. Как трудно «нянчить» на кончике трубки тяжёлую, иногда пудовую «каплю.

Теперь хрустальные заводы выглядят по-другому. Тяжёлый ручной труд стеклодувов заменяется механическим. Стаканы, блюдца, сахарницы, солонки делаются уже при помощи специальных машин. Но дорогую, хрустальную посуду производят ещё прежним, старинным способом, и у каждого стеклодува есть свои навыки и приёмы. (305 слов) (В. Полторацкий. «Гнездо хрустального гуся», издательство «Детская литература», Москва, 1969.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях.

Пунктуация в сложном предложении.

Пращур – далекий предок.

Скит – в православных монастырях: кельи монахов-отшельников, расположенные в некотором отдалении от монастырского здания.

В русые головенки тех мальчишек, что барахтаются в уютном, обросшем ивами омутке, или бегают все в брызгах по журчащему перекату, или, сопя и пыхтя, вытаскивают из илистых нор упирающихся клешнистых раков, или просто лежат на солнышке около тихой воды, редко приходит мысль, а откуда течет, где начинается их речка.

Река текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь, когда их снова не будет. Для них река как само время, как сама земля, как сам воздух. У нее не может быть ни конца, ни начала.

Но иногда, чаще всего в школьном возрасте, после первых уроков географии, обязательно придет этот вопрос, чтобы смутить ребячьи умы и души.

С заговорщицким видом будут они шептаться, собираясь в стайку, их родительских столов начнут пропадать куски хлеба, если нет в доме готовых сухарей, исчезнет хлебный ножик, весь сточенный, способный, однако, в детском воображении играть роль тесака, кинжала, кортика.

Экспедиция отправится рано утром, чтобы к вечеру, охваченная расколом, идейными шатаниями и, наконец, бунтом малодушных, возвратиться домой, так и не узнав, где начинается река и как она начинается. Впрочем, нужно сказать, что у сельских детей нет другого представления о начале любой реки, кроме холодных ключей, бьющих из-под земли.

(194 слова) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Безударные гласные корня.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Личные окончания глаголов.

Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах.

Пунктуация в предложении с однородными членами.

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна.

Не будем сейчас думать о том, что, сорвав и держа стебель, мы держим вовсе не один цветок, а соцветие, корзину, как выражаются ботаники, и что один цветок представляет из себя тонюсенькую трубочку с зазубренными краями (неужели вы пошлете меня изучать незабудку!). Но, глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник-гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное потемневшее небо.

Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы, но закрываются при отсутствии солнца очень редкие, и в том числе и в первую очередь одуванчики.

Никто не знает (и, вероятно, никогда не узнает), зачем понадобился одуванчику стебель в виде тонкостенной трубки вместо обыкновенного, зеленого шершавого стебля. Но зато всякий знает, зачем у него появится потом округлая пушистая головка. В человеческое сознание это растение входит, может быть, больше именно этой пушистой головкой, нежели самими цветком. У него и название не по цветку (скажем, могло бы быть желтоцвет, солнцецвет, солнечник и т. д.). А – одуванчик.

При слове «одуванчик» не большинство ли увидит мысленным взглядом не желтый цветок (хотя бы и с пчелой, старательно ползающей по нему), но белый пушистый шарик, а некоторые наиболее внимательные еще и белую припухлую лепешечку, в черных дырочках, которая остается после того, как дунешь на одуванчик и целый парашютный десант начнет медленно опускаться на землю с высоты вашего роста, вашей поднятой вверх руки.

Парашютный десант. Парашют мы изобрели в двадцатом веке. Одуванчик изобрел его миллионы лет назад. Можно утверждать, что природа нашла его на ощупь, сослепу, но прежде надо положить один-единственный парашютик на ладонь или на лист бумаги и разглядеть его, по возможности в лупу.

Мы увидим, что вся графика этого удивительного приспособления достойна самого точно и красивого чертежа. Не говоря об инженерных, математических расчетах. Вес семечка, длина ножки, площадь зонтика — все находится в строгом математическом соответствии, и если бы современные инженеры при помощи логарифмических линеек и счетных машин взялись рассчитать подобный воздухоплавательный аппарат с точки зрения оптимальности его пропорций, то они пришли бы к пропорциям и формам аппарата, который вы держите на своей ладони и который во множестве летают по воздуху в ветреный летний день.

Миллиарды веселых белых пушинок полетели по ветру над зеленой землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на маленькие солнышки. (450 слов) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.

Повторяем орфограммы и пунктограммы.

Правописание окончаний прилагательных, причастий.

Суффиксы прилагательных, причастий.

Открытый урок для Президента России «Авторская песня. Игорь Тальков как представитель авторской песни. Музыкальное изложение с творческим заданием. Анализ социальной песни И.

Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по.

б) Учитель выполняет роль консультанта для каждой группы. Кроме того, учитель еще раз четко обозначает цель дискуссии (о навыках рассуждения, о возможности создания интересной и глубокой творческой части и т.

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет.

В статье рассмотрены многообразные приемы использования изложений-миниатюр как творческих работ, развивающих мышление и память детей, формирующих грамотный выразительный язык учащихся на впечатлениях образцовой речи литературных произведений.

Пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в старших кла­ссах школ, и преподавателям филологических факультетов вузов и призвано помочь в работе над изложениями и в организации обучения учащихся навыкам комплексного (филологического.

Серии «Новое в преподавании в школе», «Урок в современной школе», «Творческая мастерская учителя», «Контрольно-измери-тельные материалы», «Курсы по выбору» 49–51.

Ты открыл рабочую тетрадь с дидактическим материалом, который поможет тебе в самом трудном при обучении русскому языку — развить твою речь, письменную и устную, а также будет способствовать развитию творческого мышления через наблюдение.

Зал .зать на дерево — зал .зать рану; зап .вать куплет — зап .вать лекарство; нав вать сны— нав вать локоны; обв вала лицо веером— обв вала косы вокруг головы; волосы разв вались на ветру — разв вали промышленность; ударился оз мь— созревает оз.