Лекарственные сады

Лекарственные садыМ.В. КУЛИКОВА канд. биол. наук, Биологический музей им. К.А. Тимирязева.

Лекарственные сады.

Средь исполинских строений, вздымающих стены высоко, Дивный раскинулся сад, он и хозяину мил. Здесь из различных семян растут жизненосные травы; Свойства лечебные их нам исцеленье несут.

Главные используемые человеком полезные растения (пищевые, прядильные) перешли в культуру примерно 7–10 тыс. лет тому назад. Но лекарственные растения пользовались гораздо меньшим спросом, и целесообразность их возделывания выявилась заметно позднее. Оно стало следствием развития медицины и увеличения спроса на лекарства.

Первые упоминания о посадках лекарственных растений датируются IV в. до н.э. «И посадил сад из различных цветистых благовонных растений, но не только ради приятных зрительных удовольствий, но для приготовления из них лекарств», – писал историк Арцруни про сады армянского царя Арташеса II. В Афинах большой известностью пользовался сад философа и ботаника Феофраста. А властители восточных династий интересовались садоводством, разводя преимущественно растения, либо содержащие ядовитые вещества, либо могущие служить противоядиями.

В стародавние времена красота и польза не разделялись. Считалось, что истинный сад должен служить здоровью, услаждать зрение, вкус, слух, обоняние. Поэтому в старину сажали рядом цветы, плодово-ягодные культуры, пряности, душистые и лекарственные растения.

В Средние века в Европе появляются монастырские сады. Сам монастырский двор, обычно квадратный, каменными или кирпичными дорожками делился на четыре части. В центре двора был фонтан – символ вечности, по периметру высаживали фруктовые и декоративные деревья, цветы. Так называемые утилитарные сады – плодовые, аптекарские, кухонные – разбивали за пределами монастырских построек, но обносили единой стеной. Они были спланированы как прямоугольники, каждый из которых обычно был засажен одним, реже двумя-тремя видами растения. По периметру сада высаживали плодовые деревья для защиты от ветра. К лечебным травам обычно добавляли цветы для украшения алтаря – розы, белые лилии, примулы, ландыши. Особое предпочтение отдавали выращиванию душистых трав для освежения воздуха в жилище. Именно на основе этих садов впоследствии возникли парки эпохи Возрождения.

Рисунок из старинного травника.

В Западной Европе сады-«травники» существовали с XIV в. В их создании принимали участие садоводы и медики. В Италии в городе Падуе в XVI в. был разбит один из таких садов. Он имел форму круга радиусом 17 м, и растения были высажены по наружному кольцу и в четырех квадратах. В центре круга располагался водоем. В Англии в это же время вошли в моду геометрические сады ароматов со стриженными бордюрами, где переплетались побеги розмарина, тмина, иссопа, мяты.

Свидетельством популярности садов и культуры лекарственных растений в Европе XVII в. может служить стихотворение Фомы Бартолина «О крестьянском саде.

Я презираю чужие, родные цветы призываю,– Овощи здесь и щавель, яблоки, груши, орех. Редька, чеснок, бузина, есть еще и горчица и мальва, Также фиалка, люпин, роза, капуста и лук. Зелень растений целебных луга осыпает ростками.

В XIX в. душистые растения стали высаживать в миксбордерах (смешанные посадки различных трав в форме бордюра) наряду с декоративными многолетниками.

Когда начали выращивать лекарственные растения в России, сказать трудно. Появление в культуре новых растений, привезенных из разных стран, связано с развитием торговых отношений с соседними странами, с военными походами и путешествиями. Большое значение имели паломничества по Святым местам монахов и всевозможных странников, привозивших из своих странствий семена различных растений.

Так же, как и в Западной Европе, в России создавались монастырские аптекарские огороды, в которых выращивались лечебные травы. При царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. был создан Аптекарский приказ, который руководил сбором и разведением лекарственных растений. Появились «аптекарские огороды» – сады, где разводились лекарственные растения. В Москве их было несколько: на берегу реки Неглинки между Боровицкими и Троицкими воротами, за Мясницкими воротами, в немецкой слободе. Кроме трав, сады были засажены яблонями, вишнями, барбарисом, малиной, чьи плоды тоже использовались лекарями. Интересно, что и в «верховых садах» (висячих садах, разбитых на крышах Кремля) выращивали в ящиках шалфей, руту, мяту и другие ароматические травы.

Кипучая деятельность Петра I затронула и снабжение страны лекарственными растениями. По его приказу «аптекарские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях. Он выписывал травы из Москвы в Петербург и просил, чтобы дорожки обсаживались ромашкой и мятой, «кои пахнут». Большой и образцовый аптекарский огород появился в 1714 г. в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове. Известно, что помимо лекарственных трав, выращиваемых в открытом грунте, в нем имелась и оранжерея для теплолюбивых растений.

Аптекарский огород выполнял функцию царского городского парка и поставлял Двору растительные продукты. Именно этому аптекарскому огороду суждено было впоследствии стать крупным центром ботанической науки – Ботаническим институтом. Московский Аптекарский огород, основанный чуть раньше, в 1706 г. явился базой для организации ботанического сада Московского университета. В Астрахани и в Лубнах по приказу Петра I также были заложены крупные плантации лекарственных растений.

В XIX в. снабжение аптек лекарственными растениями перешло в частные руки, растения культивировались на небольших площадках в центральных областях и на юге страны. В 1921 г. Совет народных комиссаров издал специальный декрет о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений.

В ботанических садах, на опытных участках при медицинских институтах создаются систематические лекарственные огороды, где растения высаживают с учетом их систематической или географической принадлежности. Ученые изучают химический состав растений.

Оказывается, что у одного вида растения могут содержаться лекарственные вещества, а у его близких родственников, принадлежащих к этому же роду, они не обнаруживаются. При этом у растений, относящихся к разным семействам, могут быть сходные целебные свойства. Зачастую, даже у экземпляров одного вида, взятых из разных мест произрастания, биологически активные вещества могут содержаться в разных количествах. Иногда при посадке лекарственные растения разделяют на группы по использованию для профилактики и лечения конкретных заболеваний, например, желудочно-кишечных, кожных и др.

Клумбы из лекарственных растений.

Лекарственные растения, встречающиеся в природе, легко вырастить и на своем участке. Чаще всего их используют как лекарственные средства, но нельзя недооценивать и их значение в декоративном садоводстве. Научные исследования показали, что при строгом соблюдении правил сбора, сушки и хранения сырья существенной разницы между сырьем дикорастущих и культивируемых растений как правило не бывает.

На небольших участках следует обходиться без химических средств борьбы с болезнями, вредителями, а часто и без химических удобрений. Опыт выращивания лекарственных растений свидетельствует, что тщательный уход, своевременный полив, прополка способствуют хорошему росту растений, увеличению числа и размеров цветков и соцветий, обильному и длительному цветению, плодоношению, повышению всхожести семян.

Если на вашем участке есть небольшое свободное пространство, которое вы бы хотели украсить декоративными растениями и использовать с максимальной отдачей, то лекарственный огород – это то, что вам нужно. Лекарственные растения, произрастающие в диком виде в средней полосе России, не требуют акклиматизации и легко приживаются на садовых участках. Семена, корневища, а также целые растения найти нетрудно, надо лишь точно знать места произрастания и внешние признаки того или иного растения, чтобы не спутать его с близкородственными видами.

Орнаментальный лекарственный огород.

Лекарственные огороды могут иметь различные геометрические формы. Популярны например, огороды в виде концентрических кругов. В центре высаживаются более высокие растения, а по мере увеличения диаметра круга высота растений уменьшается.

Используя растения с различной окраской цветков, можно отобразить цветовую гамму радуги. Для этого подойдут следующие растения (начиная с центра): фиолетовый – короставник полевой ( Rnautia arvensis ), синий – василек синий ( Сentaurea cyanus ), голубой – незабудка полевая ( Myosotis arvensis ), зеленый – будра плющевидная ( Glechoma hederacea ), оранжевый – льнянка обыкновенная ( Linaria vulgaris ), желтый – бессмертник песчаный ( Helichrysum arenarium ), красный – гвоздика травянка ( Dianthus deltoides ). Наибольший эффект достигается при использовании растений с совпадающими сроками цветения.

Можно создать «одноцветный» лекарственный огород, посадив растения с цветками в монохромной гамме. Например, любителям желтых тонов можно порекомендовать следующие растения: бессмертник песчаный, пижма обыкновенная ( Tanacetum vulgare ), василистник желтый ( Thalictrum flavum ), вербейник монетчатый ( Lysimachia numularia ), льнянка обыкновенная, девясил высокий ( Inula helenium ), золотарник обыкновенный, коровяк скипетровидный ( Verbascum trapsiforme ), репешок обыкновенный ( Agrimonia eupatoria ) и др.

В наши дни входит в моду создание лекарственных огородов в виде шахматных досок. В них либо сочетают два вида растений с контрастной окраской цветков, имитируя шахматное поле, либо просто заполняют каждый квадрат «шахматной доски» определенным видом растения. Для этой цели пригодны, например, будра плющевидная, вербейник монетчатый, копытень европейский ( Asarum europaeum ), кошачья лапка двудомная ( Antennaria dioica ), купена лекарственная ( Poligonatum odoratum ), ландыш майский ( Convallaria majalis ). Для того, чтобы было легче подойти к растениям и для удобства обработки участка, можно «черные поля» шахматной доски выложить плитами, а «белые поля» засадить растениями.

«Лекарственный» водоем.

Некоторые декоративные лекарственные растения можно использовать для украшения искусственного водоема. Это растения с плавающими листьями, которые высаживают в контейнеры, погруженные на дно водоема: кубышка желтая ( Nuphar lutea ), кувшинка белая ( Nymphaeа alba ), рдест плавающий ( Potamogeton natans.

Наиболее обширна группа прибрежных растений, которые предпочитают расти на слегка затопленных участках у берега водоема: аир обыкновенный ( Acorus calamus ), вахта трехлистная ( Menyanthes trifoliata ), рогоз широколистный ( Typha latifolia ), частуха подорожниковая ( Alisma plantago aquatica ), сусак зонтичный ( Butomus umbellatus ), тростник обыкновенный ( Phragmites australis ). Их можно высаживать непосредственно в грунт водоема.

У самой кромки воды или на берегу на богатых почвах хорошо будет расти череда трехраздельная ( Bidens tripartita ), калужница болотная ( Caltha palustris ). Среди декоративно цветущих прибрежных растений выделяют ирис водяной, желтый, или аировидный ( Iris pseudacorus.

Аптека среди камней.

Большой популярностью сейчас пользуются каменистые сады, основанные на сочетании камней и растений. При этом предпочтение отдается низкорослым, компактным и стелющимся формам. Некоторые виды лекарственных растений будут хорошо себя чувствовать и смотреться среди камней. Это – бессмертник песчаный, гвоздика травянка, лапчатка серебристая ( Potentilla argentea ), очиток едкий ( Sedum acre ), тимьян ползучий ( Thymus serpyllum ), кошачья лапка двудомная, будра плющевидная и многие другие.

Сад для кухни.

Среди лекарственных растений имеются и такие, которые используются в кулинарии. Одни из них идут на приготовление витаминных салатов и супов – это бурачник лекарственный ( Borago officinalis ), кровохлебка лекарственная ( Sanguisorba officinalis ), медуница неясная ( Pulmonaria obscura ), первоцвет весенний ( Primula veris ), щавель кислый ( Rumex racetosa ). Другие применяются как приправы к мясным блюдам или ароматические добавки в чай: вербейник монетчатый, земляника лесная ( Fragaria vesca ), мята полевая, тимьян ползучий, душица обыкновенная. Корневище цикория обыкновенного ( Cichorium intybus ) – суррогат кофе. Подобные «сады для кухни», где собраны лекарственные растения, используемые в пищу, издавна создавались при монастырях.

Сад для пчел.

Многие лекарственные растения – хорошие медоносы. Если на участке есть пасека или вам надо привлечь насекомых-опылителей в сад, то не обойтись без таких растений, как валериана лекарственная ( Valeriana officinalis ), василек синий, вереск обыкновенный ( Culluna vulgaris ), донник лекарственный ( Melilotus officinalis ), живучка ползучая ( Ajuga reptans ), иван-чай узколистный ( Poligonatum odoratum ), мордовник обыкновенный ( Echinops ritro ), окопник лекарственный ( Symphytum officinale ), синюха голубая ( Polemonium coerulium ) и др.

При посадке на грядке не должны оказаться рядом влаголюбивые растения и засухоустойчивые, тенелюбы и растения открытых солнечных пространств, быстро разрастающиеся корневищные виды и растения со слабо развитой способностью к вегетативному размножению. В этих случаях одни растения будут угнетать другие, часть из них погибнет из-за несоответствия режимов поливов, из-за недостатка или избытка света. Ежегодно придется производить прореживание зарослей одних видов и подсадку других. Если избежать ошибок, то вы будете иметь прекрасный уголок из лекарственных растений.

Лекарственные растения на пришкольном участке.

Изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных растений в частности традиционно для русской школы. В наши дни, когда повсеместно расширяются экологические программы, создаются специализированные лицеи и гимназии, отделения и кружки в домах детского творчества и на юннатских биостанциях, это особенно актуально. Мы затронем некоторые аспекты школьной и внеклассной работы с детьми по изучению лекарственной флоры Подмосковья.

Если на вашем пришкольном участке еще не сложился определенный тип растительности и есть небольшое свободное пространство, то его можно использовать с максимальной отдачей, разместив на нем «лекарственный огород». Растения можно группировать по следующим темам: травы, используемые для лечения определенного заболевания, лекарственно-пищевые культуры, сад для пчел, сад сухоцветов, альпийская горка, лекарственные растения для искусственного водоема и т.п.

Среди лекарственных растений есть очень ядовитые, употребление которых может вызвать тяжелые отравления, а в больших дозах привести к смертельному исходу (многие виды семейства пасленовых и лилейных!). Мы не рекомендуем выращивать их на пришкольных участках.

Школьникам необходимо объяснить, что многие лекарственные травы используются в различных сборах, применяются против нескольких заболеваний при определенных способах приготовления и в точных дозировках. Передозировка лекарственных растений, а тем более самостоятельное применение ядовитых растений может быть смертельно опасно для здоровья. Растения, выращенные в городе, могут накопить токсичные вещества, тогда их использование нанесет непоправимый вред здоровью. Поэтому растения с лекарственного огорода нельзя использовать для самолечения.

Работа по созданию лекарственных огородов на пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Подмосковья и различных фитоценозов. Для этого ребята под руководством учителя на занятиях кружка или самостоятельно, пользуясь соответствующей литературой, должны пройти несколько этапов подготовки.

– научиться пользоваться библиотечным каталогом, справочной ботанической литературой, в том числе определителями растений; – познакомиться с биологическими, морфологическими, экологическими характеристиками конкретных видов лекарственных растений; – ознакомиться с основными понятиями геоботаники и фитоценологии на доступном для детей данного возраста уровне; – научиться делать ботанические описания и закладку гербария.

При проведении преподавателем экскурсий на природу следует обратить внимание учащихся на экологические условия произрастания лекарственных видов, разнообразие их жизненных форм, на виды, соседствующие в фитоценозе. На экскурсии ребята при помощи учителя делают описание флористического состава конкретного фитоценоза, дают геоботаническую характеристику данному виду, отмечают условия произрастания, собирают семенной и вегетативный посадочный материал.

Перед посадкой растений школьники с помощью преподавателя оценивают почвенно-климатические условия участка, отведенного под лекарственный огород, проводят предварительную обработку почвы и подбирают виды, наиболее подходящие для данного места произрастания, группируя их по семействам. Первоначально лучше осуществлять посадку вегетативным способом – растения быстрее приживаются, а осенью этого же года или весной следующего можно провести посев этих же видов семенами. Высаженные растения следует снабдить этикетками.

В дальнейшем школьники под руководством преподавателя могут проводить научно-исследовательскую работу. Для начала следует создать систематическую картотеку (как базу данных в компьютере или на карточках) лекарственных видов растений, высаженных на участке, куда внести следующие данные о виде.

– систематическое положение; – морфологическое описание вида с приложением гербарного материала; – возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала по России в целом и по Московской области (для этого можно использовать атласы ареалов лекарственных растений); – данные о численности вида в пределах Московской области (особо отметить охраняемые и редко встречающиеся виды); – историю использования растения в медицине разных стран; – указать, какие части растения используются в медицине, сроки сбора сырья; – способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине; – отметить другие возможности использования (декоративность, пищевые качества, использование в аранжировке); – сведения о легендах, мифах, поверьях, связанных с растением.

В последующие годы школьники могут проводить фенологические наблюдения за посаженными лекарственными растениями, сравнивая фенологические данные для представителей одного семейства. Изучение различных способов размножения (вегетативного и семенного) – задача, требующая многолетней кропотливой работы, по результатам которой можно отметить наиболее удачный способ размножения в культуре для конкретного вида растения.

Ребятам можно предложить заняться изучением онтогенеза особей конкретного вида: выделить и описать периоды большого жизненного цикла растения (период первичного покоя, виргинильный, генеративный, сенильный), сделать гербарий различных возрастных состояний растения. Кроме этого, растения с пришкольного участка могут пополнить школьный гербарий и послужить раздаточным материалом для практических занятий на уроках ботаники.

Школьники старших классов могут проводить экскурсии по лекарственному огороду для младших школьников и своих одноклассников. (Примерные темы: «Лекарство в лесу (на лугу)»; «Вкусно и полезно» (о лекарственных растениях, используемых в кулинарии); «Полезные красавцы» (о декоративных лекарственных растениях); «История одного лекарственного растения» и т.д.

Возможно проведение викторин, подготовленных самими школьниками, с тематикой, связанной с лекарственными растениями.

Научно-исследовательская работа подобного рода может проводиться со школьниками на уроках ботаники в классах с углубленным изучением биологии. Можно предложить индивидуальные или групповые самостоятельные задания по изучению отдельных видов и семейств в целом с последующим докладом, обсуждением и корректировкой результатов.

На занятиях биологических кружков юннаты могут взять более сложные темы для изучения и сравнительного анализа полученного материала: «Онтогенез кровохлебки лекарственной», «Строение и разнообразие цветков видов растений семейства розоцветных», «Способы распространения плодов и семян у растений семейства сложноцветных», «Форма роста и видоизменение побегов у некоторых представителей семейства розоцветных», «Разнообразие листьев у растений семейства розоцветных» и т.п. Наблюдения могут проводиться несколько лет, а полученные данные в дальнейшем послужат началом для глубокого изучения данной темы.

Список видов для создания систематического лекарственного огорода.

Наши предложения учитывают тематику школьной программы, но спектр изучаемых семейств может быть расширен.

Представители семейства губоцветных.

Будра плющевидная ( Glechoma hederacea ), буквица лекарственая ( Betonica officinalis ), душица обыкновенная ( Origanum vulgare ), живучка ползучая ( Ajuga reptans ), зюзник европейский ( Lycopus europaeus ), мята полевая ( Mentha arvensis ), пикульник ладанниковый ( Galeosis ladanum ), пустырник пятилопастной ( Leonarus quinquelobatus Gilib. ), тимьян ползучий ( Thymus serpyllum ), черноголовка обыкновенная ( Prunella vulgaris ), чистец лесной ( Stachys sylvatica ), яснотка белая ( Lamium album.

Представители семейства розоцветных.

Гравилат городской ( Geum urbanum ), земляника лесная ( Fragaria vesca ), костяника ( Rubus saxatilis ), кровохлебка лекарственная ( Sanguisorba officinalis ), лапчатка прямостоячая ( Potentilla erecta Raeusch ), лапчатка серебристая ( Potentilla argentea ), манжетка обыкновенная ( Alchemilla vulgaris ), репешок обыкновенный ( Agrimonia eupatoria ), таволга обыкновенная ( Filipendula vulgaris Moench.

Представители семейства сложноцветных.

Бессмертник песчаный ( Helichrysum arenarium Moench ), василек синий ( Centaurea cyanus ), девясил высокий ( Inula helenium ), дурнишник колючий ( Xanthium spinosum ), золотарник обыкновенный ( Solidago virgaurea ), кошачья лапка двудомная ( Antennaria dioica Gaerth. ), лопух большой ( Arctium lappa ), лопух паутинистый ( Arctium tomentosum Mill. ), мать-и-мачеха обыкновенная ( Tussilago farfara ), мелколепестник канадский ( Erigeron canadensis ), мордовник обыкновенный ( Echinops ritro ), нивяник обыкновенный ( Leucanthemum vulgare Lam. ), пижма обыкновенная ( Tanacetum vulgare ), подорожник большой ( Plantago major ), подорожник ланцетолистный ( Plantago lanceolata ), полынь горькая ( Artemisia absinthium ), полынь обыкновенная ( Artemisia vulgaris ), ромашка ромашковидная ( Matricaria matricarioides Less. portet ex Britt. ), ромашка аптечная ( Matricaria recutita ), тысячелистник обыкновенный ( Achillea millifolium ), цикорий обыкновенный ( Cichorium intybus ), череда трехраздельная ( Bideus tripartita ), ястребинка волосистая ( Hieracium pilosella.

Представители семейства бобовых.

Вязель многоцветный ( Coronilla varia ), донник лекарственный ( Melilotus officinalis Pall. ), дрок красильный ( Genista tinctoria ), клевер луговой ( Trifolium pratense ), сочевичник весенний ( Orobus vernus ), чина луговая ( Lathyrus protensis.

Представители семейства крестоцветных.

Желтушник левкойный ( Erysimum cheiranthoides ), пастушья сумка обыкновенная ( Capsella bursa-pastoris ), свербига восточная ( Bumas orientalis ), ярутка полевая ( Thlaspi arvense.

Представители семейства злаковых.

Вейник наземный ( Calamagrostis epigeios ), душистый колосок обыкновенный ( Anthoxantum odoratum ), пырей ползучий ( Elytrigia repens.