Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие8. Изобразительная деятельность.

В процессе занятий изобразительным искусством осуществляется всесторонне развитие детей: умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое. Уроки изобразительного искусства предоставляют богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятия – обязательное условие учебного процесса.

На правильно организованных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для более прочного усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир. В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято, но и осмысленно.

Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающей действительности. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью.

У большинства учащихся специальной школы отмечаются грубые нарушения пространственных ориентировок и пространственных отношений. Уровень развития пространственных представлений, в значительной степени, является показателем общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. В данном случае важное значение имеет композиция рисунка. Понятие «композиция» обозначение составление, расположение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. На уроках изо учащиеся приобретают умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов, учатся передаче в рисунке расположения предметов в пространстве.

Особую роль в изобразительном творчестве играет цвет. Наши дети с удовольствием раскрашивают рисунки цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами, лепят из цветного пластилина, делают аппликации из цветной бумаги и т.д. При этом дети испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний.

Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации. Одновременность зрительного и двигательного контроля имеет особое значение при выполнении рисунка.

Для успешности изобразительной деятельности необходимы специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

Дети – олигофрены имеют различные нейродинамические расстройства. Одни спокойны, уравновешенны и легко подчиняются требованиям учителя. Другие легко возбудимы и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство положительно сказывается на развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.

Подавляющее большинство учащихся любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Это так же верно относится и к детям группы «Особый ребенок». Особую активность учащиеся проявляют во время свободного рисования. Радуясь цветным карандашам, краскам, дети, как правило, рисуют ранее изображавшиеся и излюбленные предметы. Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то столь большого желания и интереса проявлено не будет. В этом случае учителю приходится активно помогать учащимся, делать все возможное, чтобы дети не потеряли веру в себя, в свои возможности, не растерялись и сохранили интерес к творчеству.

Важное психолого-педагогическое значение имеет оценка собственной деятельности и ее результатов. После каждого урока мы всем классом обсуждаем качество выполненных работ, выбираем лучшие работы и находим в них удачные моменты.

Таким образом, изобразительное искусство в специальной школе не просто урок, но и метод обучения на других предметах, средство коррекции недостатков развития и способ диагностики интеллектуального развития, эмоциональных проблем ребенка. Изобразительная деятельность имеет терапевтическое значение, т.к. благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка, в частности, на его эмоциональную и двигательно-моторную сферы.

Существую следующие виды занятий изобразительным искусством.

2)рисование с натуры.

4)беседы об изобразительном искусстве.

Все виды уроков тесно связаны между собой и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, играют важную роль в развитии умственно отсталых школьников. Систематическому обучению рисованию предшествует пропедевтический период.

^ 2.Пропедевтический период обучения рисованию.

Первоначальная задача пропедевтики рисования состоит в том, чтобы изучить характерные особенности каждого ученика.

Подготовительный этап предполагает многоплановую работу. Необходимо сформировать у учащихся умения слушать учителя, правильно сидеть, держать карандаш, пользоваться резинкой, использовать в работе трафареты, шаблоны, рисовать разные линии по длине, толщине, направлению, различать цвета, рисовать по клеткам узоры.

Дидактические игры и упражнения, предшествующие рисованию, позволяют школьникам развивать самостоятельность. Организуемые в пропедевтический период игры и упражнения в зависимости от дидактической задачи можно разделить на такие группы.

1)игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

2) предметов по форме.

3)игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.

4)игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

5)специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков изобразительной деятельности.

6)упражнения для развития мелкой моторики рук.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.

1)Учитель раскладывает на столе наборы плоских о объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т.п. Учащиеся должны направить свои действия на подбор, расстановку и раскладывание предметов и их частей. Дети должны выполнить задания.

Покажите самый большой кубик.

Покажите самый маленький шар.

Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

Расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой ( с самой маленькой.

Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.

2)На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Вызываются три ученика, которые должны сложить матрешек, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто быстрее всех сложит свою матрешку.

3)В игре участвуют несколько учащихся. Каждому из них дают в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Дети должны разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.

4)К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены заранее 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Приглашаются двое учеников. Один отбирает большие кольца и надевает их на гвоздики, другой – кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.

5)К доске прикрепляются рисунки предметов разной величины. По очереди приглашаются учащиеся. С каждым отрабатываются следующие понятия.

большой – маленький (шар, мяч.

высокий – низкий (забор, столб.

длинный – короткий (карандаш, веревка.

широкий – узкий (ремень, лента.

толстый – тонкий (альбом, книга.

Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.

1)На столе – кубики и шарики. Дети должны положить кубики в коробку слева, а шарики в коробку справа.

2)Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты). Детям дается задание разложить их на две группы.

3)Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами, в которых лук, огурцы, морковь, репа, капуста, лимоны, яблоки, апельсины, груши (вырезанные из картона.

Дидактические задачи: совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представление о форме разных овощей и фруктов.

Игра «Наш огород». Учитель предлагает: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите». Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.

Игра «Наш сад». На доске контуры фруктовых деревьев. На разных деревьях растут разные фрукты. В качестве образца к каждому дереву прикрепляются по одному лимону, яблоку и т.д.

Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого нужно, чтобы на каждом дереве было много плодов. Нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.п.

^ Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.

1)У каждого ученика – наборы мелких предметов или геометрических фигур разных цветов. Дается задание сгруппировать их по цвету. Сначала берется два цвета, затем – три и т.д. Аналогичную работу проделывает ученик, которого приглашают к доске.

2)На столе дано начало дорожки из брусков двух цветов: синих (С), желтых (Ж). Дети должны закончить строительство дорожки по образцу: СЖСЖСЖСЖ…, СЖЖСЖЖСЖЖ.

3)У детей разноцветные кружки. Дается инструкция: «Сейчас будем играть в фонарики. Будем зажигать их по очереди. Когда я скажу: «Зажгитесь желтые фонарики», — поднимают свои фонарики только те ученики, у кого в руках фонарики желтого цвета. А когда я скажу: «Загораются фонарики зеленые», — фонарики поднимут те, у кого есть зеленые фонарики и т.д.

4)Можно использовать словесное рисование по художественным текстам, стихотворениям. Например, учитель читает стихотворение П.Ефимова «Цветные карандаши» и показывает цветную иллюстрацию к нему. На столе у малыша.

Три цветных карандаша.

Выбирай себе любой.

Красный, желтый, голубой.

Мальчуган нашел тетрадь.

Стал в ней домик рисовать.

Получился дом хороший.

Два крыльца и пять окошек.

Есть труба и даже двор.

А кругом большой забор.

Карандашик взял он красный.

Засияло солнце ясно.

Карандашик взял другой.

Крышу сделал голубой.

Желтым стал просторный двор.

Чем же выкрасить забор.

Плохо, что у малыша.

Только три карандаша.

И остался до сих пор.

Не раскрашенным забор.

^ Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

1)На доске большой лист бумаги. Дети по очереди выполняют задания.

Покажите верхний край листа.

Покажите нижний край листа.

Покажите, где левая (правая) сторона.

Покажите середину листа.

Возьмите вот эту елочку (дается елочка из картона) и посадите ее посередине листа.

Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его.

Справа, тоже у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет.

По самому низу листа – зеленая травка.

Высоко вверху, посередине, нарисуйте яркое солнце.

Аналогичный «графический диктант» учащиеся выполняют у себя в альбомах.

2)Посередине классной доски нарисована большая клетка для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Учитель приглашает к доске учащихся, и они выполняют различные упражнения, в процессе которых уточняются понятия: высоко — низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, правее – левее, близко – далеко, ближе – дальше, спереди – сзади и т.д.

^ Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

1)Рисование от руки прямых вертикальных линий: «Высокие столбы», «Заборчик.

2)Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «Провода», «Дорожки», «Цветные веревочки.

3)Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «Лесенки», «Окошки», «Рамки», «Качели», «Шахматная доска.

4)Рисование от руки дугообразных линий: «Дым идет», «Извилистые ручейки», «Волны.

6)Рисование замкнутых круговых линий: «Воздушные шарики», «Бублики» и т.д.

Эти и подобные им графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Нашим учащимся, особенно начинающим, для усвоения надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Но иногда и это не дает ожидаемых результатов. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать способ 2механического руководства», т.е. учитель направляет руку ребенка. Этот прием ведущий на начальном этапе обучения рисовальным движениям. Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков у детей, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы.

зрительное и двигательно-осязательное восприятие предмета.

составление контура этого предмета из палочек или спичек.

построение формы предмета с помощью шаблона.

обведение формы предмета по трафарету.

рисование этой формы в воздухе.

рисование по уже готовым контурным линиям.

рисование предмета с использованием опорных точек.

штриховка и раскраска контурных изображений.

рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги (предметы простой формы.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Учащиеся под счет выполняют следующие движения.

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь.

постучать согнутыми пальцами по парте.

провести попеременно похлопывание ладонью и постукивание согнутыми пальцами по парте.

погладить поверхность парты.

сжать руки в кулак, разжать.

согнуть пальцы одновременно и по очереди.

поочередно противопоставить большому пальцу все остальныею.

Учащиеся работают с предметами.

составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу.

вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы.

разобрать «колодец» по одной цветной палочке, сложить в коробку.

сжимать маленький мячик (комочек ваты.

Латинское слово «декор» означает «узор». Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток и т.п.

Значение декоративного рисования для развития наших детей очень велико, т.к. оно обладает многими преимуществами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее доступен и понятен нашим учащимся. Поэтому с этого вида работы нужно начинать систематическое обучение рисованию. Декоративное рисование предполагает так называемую стилизацию изображаемого, т.е.

а) обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки предмета.

б) плоскостное изображение объемных предметов, которые не требуют передачи светотени.

в) условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета, и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Учащиеся постепенно овладевают декоративным рисованием. Для этого используется система заданий.

составление узоров по готовым образцам.

составление узоров из данных элементов.

составление узоров по заданной схеме.

самостоятельно составление узоров.

Большое значение в работе по декоративному рисованию отводится беседам, объяснению и показу. Как правило, беседа проводится перед началом новой работы. Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, доступными детям, должны побуждать их к мыслительной деятельности.

Значительное место при обучении декоративному рисованию отводится методу показа. В этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. Учитель рисует на доске, а дети – в альбомах.

На уроках декоративного рисования широко используются образцы. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики: красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. Для развития активности учащихся иногда часть урока посвящается коллективному придумыванию узора. Для этого к доске по очереди приглашаются ученики. В результате такой работы последовательно составляется узор – плод коллективного творчества детей.

Наиболее простым и доступным видом работы для наших учащихся является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Детям трудно нарисовать полоску на листе бумаги. Поэтому в их альбомах или на отдельных листах заранее обозначаются опорные точки. Которые задают ширину полосы.

Учащиеся испытывают сложности в делении полосы на равные части. Для упрощения работы можно использовать маркировку опорными точками, трафареты (квадраты и прямоугольники из плотного картона.

В работе по декоративному рисованию используются следующие виды декоративного оформления.

крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами.

квадрат делится на четыре равные части, в каждой из которых повторяется элемент узора.

элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата.

квадрат украшается узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

Схему построения узоров в круге можно использовать для украшения посуды (тарелок, блюдец.

В программе по декоративному рисованию предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим в какой-то степени уже решается задача синтеза. Ученики учатся выполнять сочетание изобразительной части и шрифтовой. Дети знакомятся с художественной открыткой как жанром изобразительного искусства. Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т.е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпанованы.

^ 4.Уроки рисования с натуры.

Во время занятий по рисованию с натуры решаются следующие задачи.

формирование умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.

развитие осмысленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

качественное улучшение зрительных представлений.

формирование интеллектуальных опеораций и действий.

коррекция пространственных представлений.

развитие речи как регулятора деятельности и средства общения.

воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему.

формирование положительных качеств личности, самостоятельности, уменич доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Рисование с натуры предполагает умение выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение предметов и их частей. Учащиеся учатся целенаправленному наблюдению и анализу предметов. Облегчают эти процессы организующие деятельность вопросы учителя: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Где расположены части предмета?» Учитель выполняет на доске объяснительный рисунок. Этим наглядно демонстрируются как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют в соответствии с указаниями педагога.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы на уроках рисования с натуры является установление тесной связи с другими уроками и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой и последующее рисование вылепленного предмета – это поступательное движение от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению.

Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития точности и дифференцированности восприятия.

Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в работе с детьми группы «Особый ребенок». Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий.

Рисуя по представлению, учащиеся нашей школы опираются на скудный запас имеющихся у них неточных зрительных образов и схематичных, технически неразвитых приемов изображения.

План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урока рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры и тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению.

Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» проводится серия уроков, на которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.д.

В качестве подготовительных упражнений детям предлагается нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Например, на первом году обучения можно предложить.

нарисовать три шарика на ниточках.

нарисовать два кубика: красный и синий.

нарисовать две морковки: маленькую и большую.

На втором-третьем годах обучения упражнения усложняются.

Нарисовать на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленого.

Нарисовать двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна. Рядом с ней стоит легковая машина.

На одной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мячик. Подумайте, как их нарисовать.

В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом скамеечку, справа от скамеечки – качели.

Посередине листа нирисуйте снежную бабу. В руках у нее метла, на голове – ведро. Справа от снежной бабы – маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег.

При обучении тематическому рисованию большое внимание уделяется композиции рисунка.

Значительную роль в развитии творческих способностей детей играет природа. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас далеко несовершенна. Дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве.

Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке детей группы «Особый ребенок» следует отметить их умение по-разному изображать фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию: она способствует передаче настроения, чувств.

Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, обогащения опыта ребенка, его постепенного развития. Нужно всегда помнить об эмоциях как движущей силе воображения, об экспрессивной выразительности детского творчества.

Л.С.Выготский указывал на то, что эмоции являются одним из видов связи воображения с действительностью. Именно эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.

Поэтические произведения в значительной степени способствуют развитию композиционных умений детей. Лирические строки как бы подсказывают возможность передачи перспективы в изображении пространства. Изображение возвышенного пространства можно почувствовать в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором.

Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. При оценке детских рисунков учитель исходит из следующих критериев.

передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика.

разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа.

изображение формы, ее характерных признаков, деталей.

соответствие рисунка теме.

Целенаправленная организация коррекционно-развивающей работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

^ 6.Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об изобразительном искусстве обогащают кругозор детей, развивают их речь и мышление. Но для учащихся группы «Особый ребенок» такой вид работы довольно сложен. Поэтому обычно беседы о произведениях изобразительного искусства непосредственно связаны с конкретной темой урока и сочетаются с проведением практических работ. Например, перед рисованием на тему «Осенний день» можно провести беседу по картине И.И.Левитана «Золотая осень», сравнить ее с картиной И.С. Остроухова «Золотая осень». Это сравнение очень полезно для учащихся, во-первых, как конкретный пример воплощения образов природы, которую они многократно наблюдали в жизни, во-вторых, как пример различных композиций, форматов, дающих возможность вариативности выражения одной темы.

После беседы дети работают над созданием композиции рисунка. Этот вид работы требует достаточной подготовки детей. На первоначальных этапах работы беседы по картинам выполняют задачу развития осмысленного восприятия: дети учатся узнавать в изображениях реальные предметы, людей, животных, растений и т.п. различать форму, величину и форму предметов, их взаимное расположение, оценивать эмоциональную выразительность картины.

Конспект урока изобразительной деятельности в группе «Особый ребенок.

Третий год обучения, первая четверть.

^ Цели урока: 1)Учить детей изображать предметы сложной по данному образцу, подбирать соответствующие цвета и оттенки, получать разные цвета, смешивая три основных: синий, желтый, красный.

2)Расширять представления о признаках осени, закрепить временные понятия: времена года; развивать операции анализа и синтеза с опорой на предметный и наглядный материал.

3)Воспитывать эстетическое восприятие действительности, наблюдательность, любознательность.

Оборудование: Листья клена, ивы, липы, дуба. Репродукции картин И.И.Левитана, И.С.Остроухова «Золотая осень». Бумага, акварель, кисти, палитры. Образец получения оранжевого, зеленого, фиолетового цветов за счет смешения синего, красного, желтого.

Учитель читает стихотворение З.Федоровской.

Осень на опушке краски разводила.

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

-Не жалейте лето.

Посмотрите – роща золотом одета.

-О каком времени года идет речь.

-Какое время года бывает перед осенью.

-Как изменились деревья осенью? Какими цветами осенью деревья.

-Какое дерево, о котором говорится в стихотворении, дольше остальных остается зеленым.

3.Беседа по репродукциям картин И.И.Левитана, И.С.Остроухова «Золотая осень.

Вопросы учащихся по содержанию беседы.

1)Посмотрите, что изображено на картинах И.И.Левитана и И.С.Остроухова.

2)Какими красками пользовались художники при написании своих картин.

3)Какие два основных цвета преобладают в картине И.И.Левитана «Золотая осень»? Какой из них теплый, а какой холодный.

4)Какая картина, вам больше нравится? Почему.

4.Рассматривание листьев клена.

Учитель раздает детям листы бумаги, на которых приклеены осенние листья клена. Дети рассматривают листья, обводят их контур рукой, обращают внимание на черенок, прожилки, окраску, называют части листа.

5.Демонстрация учителем способов и приемов рисования на доске.

1)нарисовать среднюю жилку.

2)отметить не ней длину листа и черенка.

3)отметить место и размер наиболее широкой части листа.

4)наметить обобщенную форму листа легкими штрихами.

5)наметить на ней главные детали контура листа.

6)дополнить контур и обвести твердой линией.(технологическая карта «Рисование кленового листа.

6.Выполнение рисунка листа клена учащимися.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

7.Рассматривание окраски осенних листьев ивы, липы, дуба, клена.

Дети распознают, от какого дерева листья, образуют прилагательные по образцу.

лист ивы – ивовый лист.

Характеризуют окраску листьев: зеленая, желтая, оранжевая, коричневая, красная, светло-желтая, темно-желтая.

8.Показ способов получения оранжевого, зеленого, фиолетового цветов с помощью смешивания синего, желтого, красного. (Таблица «Схема получения цвета.

Учитель объясняет, как с помощью трех цветов: синего, желтого, красного – можно передать всю сложность палитры осени. На листе белой бумаги показывает, как можно смешивать краски, демонстрирует способы раскрашивания кленового листа.

9.Раскрашивание кленового листа учащимися.

Учитель оказывает индивидуальную помощь. В процессе работы показывает удачный подбор цветов некоторыми учащимися.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.