Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №3

Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №3Образовательная программа начального общего образования муниципальной общеобразовательной средней школы №3.

7.10 Критерии и оценка эффективности реализации программы.

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

возрастные особенности познавательной деятельности детей; обучение на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативность методов и форм обучения; оптимальное сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации; создание эмоционально благоприятной атмосферы; формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха.

объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий.

нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы.

занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий.

Количество обучающихся посещающих занятия дыхательной гимнастикой по системе БОС.

Положительная динамика результативности занятий по системе БОС.

Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, это те задачи, которые успешно решаются в нашей школе, при правильной организации здоровьесберегающих технологий.

^ Результаты работы школы в области организации здоровьесберегающих технологий образования.

В школе создана и успешно функционирует психологическая, коррекционно-оздоровительная, медицинская и информационно-аналитическая службы. Имеются специалисты: психологи, логопеды, социальный педагог, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья обучающихся.

В школе открыты и успешно работают логопедический кабинет и кабинет психологической службы.

Организованна и проводится неспецифическая профилактика (ОРЗ, гриппа и др.) в период подъема заболеваемости.

В буфете столовой обучающиеся с удовольствием принимают кислородный коктейль.

Продолжена работа по созданию базы данных о показателях здоровья детей.

В начальной и средней школе педагогами освоен комплекс упражнений, которые они используют при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз.

Преподавателями нашей школы широко используется метод проектов, как в урочное, так и внеурочное время. Планируется широкое использование интегрированных уроков, где аспекты здоровья будут рассматриваться во взаимосвязи с другими науками.

Школа ведет большую работу с родителями обучающихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними.

Планируется, в начале учебного года педагог разработает пакет документов на свой класс, в котором будет находиться подробная медико-психолого-педагогическая характеристика класса с соответствующими рекомендациями. Это позволит учителю строить учебный процесс максимально с учетом специфики здоровья учеников.

Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся.

Г лавное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Нормативные документы, регулирующие.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья обучающихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании.

это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2.

это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51.

В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В Программе развития воспитания в системе образования России сказано, что сохранение здоровья обучающихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.

^ 8 Раздел. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Актуальность разработки и реализации программы коррекционной работы на ступени начального общего образования.

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года важнейшим социальным требованием к школе сегодня является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности детей. Современное образование направленно на развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения.

Школа – социальный организм и поэтому находится в общем, вихре тенденций нашего бурного века. Модернизация образования, национальный проект, введение профильного обучения в школе третьей ступени требует пересмотра позиции школы, выделяются главные направления работы, вырабатываются критерии оценки качества образования.

Школа становится открытой для общества, расширяет границы демократического взаимодействия, изучается мнение родителей, педагогов, обучающихся о качестве образования. Все это влияет на роль педагога-психолога в школе.

Поэтому, приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в нашей школе являются следующее.

создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности, формирования умения успешно адаптироваться в новых социальных условиях, находить свой образ «Я.

оказание обучающимся психологической помощи, поддержки в проектировании вариантов продолжения дальнейшего обучения и формирования готовности обучающихся к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Педагогический коллектив нашей школы все последние годы работает в парадигме личностно ориентированного образования. Это позволило достичь определенных результатов: создан пакет психологических тестов по определению уровня и доминанты мышления ребенка, разработаны учебно-дидактические комплексы на уровневом подходе к обучению, активно осваиваются педагогами следующие современные технологии: технология дебаты, информационно-коммуникативные технологии, технология креативного мышления, проблемно поисковые методы, которые способствуют развитию самостоятельности, творческой направленности личности обучающихся.

Педагоги предметники активно используют цикло-поточную систему организации учебного процесса в школе Ш ступени, данная система позволяет реализовать уровневый подход к обучению обучающихся с разной степенью выраженности учебных способностей обучающихся по разным предметам.

Вместе с тем нерешенными остаются проблемы.

-недостаточная психологическая грамотность родителей в вопросах воспитания детей.

-педагогический коллектив недостаточно подготовлен в психологическом плане к пониманию, осознанию, восприятию обучающихся с признаками одаренности, недостаточны знания об особенностях одаренных детей и методике работы с ними.

-не просматривается система преемственности в работе с обучающимися с высоким потенциалом от 1-ой ко 2-ой ступеням обучения.

— недостаточно используются индивидуальные маршруты работы с обучающимися группы «Риска», слабо успевающими обучающимися.

Решение этих задач требует комплексного подхода. Таким образом, становится актуальной разработка комплексно-целевой программы коррекционной работы на ступени начального общего образования.

^ Концептуальными положениями программы являются.

— определение и развитие индивидуальных способностей обучающихся как одного из важных приоритетов в образовательном процессе школы.

— преемственность действий педагогов школы разных ступеней по выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся.

— широкое применение в образовательном процессе современных педагогических технологий и методик, обеспечивающих индивидуальный подход к обучающимся, проявляющим способности в различных видах деятельности.

— психолого-педагогическая поддержка обучающихся имеющих трудности при освоении учебного материала.

-оказание психологической помощи родителям и педагогам в работе с обучающимися группы «Риска.

— совершенствование материально-технической базы школы как необходимого условия развития детской одаренности.

^ Цель коррекционной работы.

создание условий для оптимального психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, поддерживающего стремление к творческой, активной деятельности участников педагогического процесса, становление целостной активно саморазвивающейся личности обучающихся.

Задачами программы являются.

своевременное выявление детей с трудностями адаптации.

определение особых образовательных потребностей детей, детей — инвалидов.

определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

создание условий, способствующих освоению детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико — педагогической помощи детям с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико — педагогической комиссии.

разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения.

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей.

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

развивающая работа.

коррекционная работа.

психологическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.

^ 8.2. Механизм реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

8.2.1. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в адаптационный период.

Оказание психологической помощи, поддержки субъектам образовательного процесса в адаптационный период обучающихся 1-х классов.

Выявить обучающихся, испытывающих трудности в адаптационном периоде.

Создать оптимальные условия для успешной адаптации обучающихся 1,5 -х классов к обучению на новой ступени образования.

Обеспечить психолого-педагогическую подготовку педагогов для работы с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации.

Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям учащихся с трудностями в адаптации.

Необходимость адаптации обучающихся 1,5 классов возникает в связи с переходом на новую ступень обучения. И у первоклассников, и у пятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и педагогов) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). В период адаптации обучающиеся переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за того, что не знают, какими будут требования новых педагогов, особенности и условия обучения. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, если будет достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: обучающихся становится недисциплинированными, невнимательными, безответственными, отстают в учебе, быстро утомляются, происходит снижение интереса к учебной деятельности.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1,5 классов в адаптационный период является первостепенной задачей и включает в себя следующие направления работы.

психологическая диагностика обучающихся 1, 5 -х классов.

коррекционно-развивающая работа с обучающимися, испытывающими трудности в адаптации.

психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей.

8.2.1.2. Виды деятельности, направленные на психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в адаптационный период.

Повышение психологической грамотности родителей в вопросах возрастной психологии.

Повышение психологической грамотности родителей в вопросах возрастной психологии.

Повышение психологической грамотности родителей в вопросах возрастной психологии.

Повышение психологической грамотности родителей в вопросах семейного воспитания.

Помощь по запросам.

8.2.1.3. Подпрограмма психологического курса «Я открываю свои тайны» 1 класс.

автор составитель Коротеева М.А.

Программа рецензирована экспертным советом кафедры психологии НГПИ 05.06.2003года.

Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым социальным требованиям, особенно сложно перестроится тем учащимся, которые еще эмоционально не готовы к роли «школьника», — для них период адаптации может быть травмирующим. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам, заботам.

Период адаптации — это очень сложный период, прежде всего тем, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, которые необходимо решить школьнику. В психологической литературе существует множество определений адаптации, мы остановимся на следующем.

Адаптация — это приспособление строение и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. (См. Словарь практического психолога. Минск Харвест 1997 г.

Адаптация социальная — это константный процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, обществам, микро обществам в социуме; это также и результат самого процесса социоадаптации.( См. В. В. Юрчук Современный словарь по психологии.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда может понять их причины: на трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.

Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Кроме этого огромную роль играют на начальном этапе адаптации, это взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка к школе, чтобы ребенок мог сознательно регулировать свое поведение, его нужно научить адекватно выражать свои эмоции, находить выход из сложных ситуаций.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, «школьный стресс», «школьный шок», «школьный страх.

Стресс — это состояние психического напряжения, психической обструкции, которая возникает в психике субъекта в процессе его активности. ( См. ВВ. Юрчук Современный словарь по психологии.

Страх — это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности — угрозы — боязни, за свою социальную или же биологическую экзистенцию (См. ВВ. Юрчук Современный словарь по психологии.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей.

С «легкой адаптацией.

Адаптация «средней» тяжести.

«Тяжелая» адаптация.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу года. (См. Под редакцией Дубровиной «Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе. Опыт физиологического и гигиенического исследования.

Младший школьный возраст — это период активного формирования произвольности, развития внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами, анализа своего поведения и поведения других людей. В следствии этого работа психолога в 1-ом классе направлена на стабилизацию эмоционально — волевой сферы, а также помощь школьникам в адаптации к школе.

Предлагаемый курс направлен на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у обучающихся.

Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, помощь детям в адаптации к школе, повышение уверенности в себе.

Обеспечить успешную адаптацию к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому.

Поддерживать и развивать познавательную активность детей, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой.

Готовить обучающихся к выполнению высокого спектра социальных ролей.

Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.

Через развития самопознания и самооценки ребенка развивать самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей.

На занятиях с обучающимися рассматриваются следующие темы.

1.Знакомство. Я ученик (1 час.

Такие разные настроения (3часа.

Как справиться с плохим настроением? (3часа.

Как стать уверенным в себе? (4 часа.

Как делать выбор? (3часа.

Как добиться успеха? (3часа.

Чем мы отличаемся друг от друга? Диагностика. (3часа.

Кто Я? Какой Я? (3часа.

Я во времени. (3часа.

Учимся говорить себе стоп. (2 часа.

Я — ученик. (итоговое занятие). (1 час.

Основные методы работы.

Имитационные и ролевые игры.

Элементы групповой дискуссии.

Техники и приемы саморегуляции.

Предполагаемый результат.

снижение уровня школьной тревожности.

повышение групповой сплоченности.

позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка.

повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

^ Временная организация занятий.

Занятия с первоклассниками по данной программе проводятся 1 раз в неделю, количество часов по программе 34 часа, курс рассчитан на весь учебный год.

Программа рассчитана на работу в группе из 10- 12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

Занятия включают в себя элементы социально -психологического тренинга, поэтому проводить занятия лучше в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Оборудование и оснащение кабинета.

Для того, чтобы проводить занятия психологу необходимо иметь следующее.

Аудиокассеты с музыкой для релаксации.

Палас или ковер.

Мягкая игрушка.

Краски, карандаши, фломастеры — каждому ребенку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.