Программа элективного курса «Изучение лекарственных растений»

Программа элективного курса «Изучение лекарственных растений»

Программа элективного курса «Изучение лекарственных растений»Программа элективного курса «Изучение лекарственных растений.

Предлагаемая программа элективного курса «Изучение лекарственных растений» предназначена для учащихся 9 класса. Материал программы логически развивает и углубляет как общебиологические понятия, формируемые в основной школе, так и специальные понятия биологических дисциплин, изучаемых в 6 классе, устанавливая новые взаимосвязи между ними. Программа имеет четко выраженную практическую направленность, позволит школьникам использовать теоретические знания как одного из способов сохранения своего здоровья, раскрывает содержание большинства тем в биологическом и медицинском аспектах.

Современная общеобразовательная школа должна не только вооружать учащихся знаниями основ наук, но и формировать экологически грамотную, инициативную, творчески мыслящую личность. Особое внимание в программе уделяется на то, чтобы учащиеся осознали, что нам нужно бережно и рационально относится к природе. В наиболее тесный контакт с природой, учащиеся входят в процессе работы, проводя опыты и наблюдения за живыми растениями, выполняя полезную для общества работу.

Помимо вышеизложенного, программный материал и работа по его освоению могут служить ориентиром для подтверждения или опровержения правильности профессионального предварительного выбора обучающихся, а также источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний.

^ Цели программы: развивать познавательные интересы школьников, их самостоятельность, творческую активность.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач.

Помочь школьникам изучить опыт народной медицины нашей местности.

Научить с первого взгляда, узнавать лекарственные растения, а также безошибочно определять места, где они могут расти.

Научиться выращивать лекарственные растения.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно – следственные связи при изучении экологии лекарственных растений.

Участвовать в охране и сохранении редких полезных растений.

Сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования.

Основные формы и методы изучения курса.

Школьная лекция, где предусматривается обобщенное изложение материала, раскрытие основных позиций.

Семинарские занятия, в ходе которых происходит осмысление, расширение, детализация материала с использованием групповой и индивидуальной форм работы учащихся, закрепляется умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Проектная деятельность предусматривает поведение итогов изучения лекарственных растений нашей местности, выступление на заключительной конференции. Работа над проектом наиболее полно позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень овладения ими знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.

Лабораторные работы и опыты позволяют научиться получать лекарственное сырьё.

^ По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9 класса; занятия проводятся 2 раза в месяц, всего предполагается 17 часов в течение учебного года.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать.

Значение лекарственных растений в современной медицине.

Многообразие лекарственных растений Костромской области.

Особенности произрастания лекарственных растений.

Учащиеся должны уметь.

Распознавать различные виды лекарственных растений, как в природе, так и на гербарных экземплярах.

Получать лекарственное сырьё.

Находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию при подготовке к семинарским занятиям и при подготовке проекта.

Соблюдать правила проведения в природе и бережного отношения к живым организмам.

Тема 1. Значение лекарственных растений в медицине. История их изучения.

Фармакогнозия- наука о лекарственных растений. Лекарственные растения как важная составная часть медицины. Определение лекарственных растений, история их изучения. Методы изучения: «метод родства», метод «сита», изучение народного опыта.

Тема 2. Экскурсия в природу «На охоту за растениями.

Беседа о правилах сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Инструктаж о поведении на экскурсии.

Экскурсия на луг и ближайший лес для сбора дикорастущих лекарственных растений.

^ Раздел 2. Лекарственные растения леса (8 часов.

Тема 3. Лекарственные растения леса. Сосна.

Биология и народнохозяйственное значение сосны обыкновенной. Использование почек сосны и ее хвои. Понятие о фитонцидах и дубильных веществах. Сосновый лес – источник наслаждения и вдохновения.

Лабораторная работа №1.

«Приготовление витаминного напитка из хвои сосны и его дегустация.

Лабораторная работа №2.

«Получение сосновой шерсти для туберкулезных больных из хвои.

Тема 4. Получение соснового масла.

Лабораторная работа №3.

«Получение соснового масла из хвои сосны.

Тема 5 . Береза и березовый гриб – чага.

Видовое разнообразие берез местного края. Изучение лекарственного значения березы. Использование почек и листьев как дезинфицирующее, мочегонное, желчегонное и отхаркивающее средство при болезнях почек, печени, бронхитах. Чага или трутовик костотрубчатый при лечении желудочно-кишечных заболеваний.

Лабораторная работа № 4.

«Получение дегтя из березы.

Лабораторная работа №5.

«Распознавание гриба-чаги из смеси плодовых тел трутовиков, растущих на березах.

Тема 6. Дуб черешчатый – лесной долгожитель.

Биология и значение дуба в жизни народа. Место произрастания самых известных дубов- долгожителей, имеющих возраст 1000 лет и более. Лекарственное значение коры дуба и чернильных орешков – галлов. Понятие о танинах. Правила приготовления отваров.

Лабораторная работа № 6.

«Получение дубильного отвара из коры дуба.

Тема 7. Другие лекарственные растения леса.

Значение лесов в оздоровлении человека. Влияние различных типов леса на психику человека. Распространение и морфологическое описание рябины, черемухи, ольхи и липы. Лекарственное сырье, сроки и способы сбора.

Лабораторная работа №7.

«Приготовление отваров из плодов рябины, черемухи, липы и их дегустация.

Тема 8. Лекарственные растения подлеска.

Лекарственные растения подлеска – можжевельник, крушина ломкая, малина, калина, боярышник, шиповник. Распространение и морфологическое описание о лекарственных кустарниках наших лесов.

Лабораторная работа №8.

«Приготовление можжевелового масла, витаминного напитка из плодов шиповника, успокоительного чая из калины.

Тема 9. Лекарственные кустарнички леса.

Полезные свойства лесных кустарничков: черники, брусники, толокнянки, вереска. Места произрастания кустарничков. Отличия во внешнем строении брусники и толокнянки. Использование в медицине препаратов из листьев брусники, толокнянки и вереска. Применение ягод брусники.

Тема 10. Лекарственные травы леса.

Особенности обитания и целебные свойства зверобоя, калгана, ландыша, земляники. Видовое разнообразие зверобоя. Правила сбора лекарственных трав.

Лабораторная работа №9.

«Выделение дубильных веществ и их испытание.

Раздел 3. Лекарственные растения луга (2 часа.

Тема 11. Валериана лекарственная.

Биологические особенности и лечебные свойства. Отличия валерианы от посконника коноплевого. Правила сбора корней и корневища валерианы.

Лабораторная работа №10.

«Получение эфирного масла из корней и корневищ валерианы.

Лабораторная работа №11.

«Получение водных и спиртовых настоев из корней и корневищ валерианы.

Тема 12. Другие лекарственные растения луга.

Лекарственные свойства фиалки трехцветной, тысячелистника обыкновенного, пижмы обыкновенной, горца змеиного, сушеницы топяной и тмина обыкновенного. Биологические особенности, лекарственные свойства перечисленных растений.

Лабораторная работа №12.

«Выделение дубильных веществ из корневища змеевика.

Раздел 4. Сорные лекарственные растения (2 часа.

Тема 13. Придорожные растения – целители.

Лекарственные свойства подорожника, одуванчика, спорыша и мать – и – мачехи. Места произрастания и условия обитания. Использование в медицине лекарственного сырья из сорных трав.

Тема 14. Пустырные лекарственные растения.

Лекарственные свойства пустырника лопастного, щавеля конского, полыни горькой, щавеля конского, полыни двудомной. Особенности размножения дикорастущих растений. Понятие о стратификации как агрономическом приеме для улучшения всхожести семян.

Закладка семян лекарственных растений для стратификации.

^ Раздел 5. Комнатные лекарственные растения (3 часа.

Тема 15. Комнатные лекарственные растения.

Морфологические особенности и правила содержания в комнате алоэ древовидного, пассифлоры, каланхое перистого и олеандра. Изучение лекарственных свойств этих растений. Способы размножения комнатных растений.

Тема 16. Экскурсия «Лекарственные растения – первоцветы.

Правила поведения в природе. Растения – первоцветы, занесенные в Красную книгу.

Тема 17. Защита проектных работ учащихся.

Изучение опыта близких или знакомых по использованию лекарственных растений.

Название разделов и тем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.