Резьба по дереву

Резьба по деревуРезьба по дереву.

План исследования.

Виды резьбы по дереву.

Плосковыемочная резьба.

Плоскорельефная резьба.

Рельефная резьба.

Скульптурная (объемная) резьба.

Прорезная резьба.

Виды резьбы по дереву.

Никто не знает, как давно возникло искусство резьбы по дереву. Можно предположить только, что не раньше того, как появились достаточно твердые и острые металлические орудия, пригодные для обработки древесины, чтобы придать ей эстетически выразительные формы. В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. К основным видам резьбы относятся . плосковыемочная, плоскорельефная, рельефная, объемная (скульптурная), прорезная . Рассмотрим характеристики каждой из этих разновидностей.

Плосковыемочная резьба.

Характерная особенность — плоский основной фон, в который врезаны элементы, т.е. все элементы резьбы находятся ниже уровня фона. Имеет две разновидности: к первой относится контурная резьба, ко второй – геометрическая. Контурная резьба — очевидно, самая простая резьба, давшая начало всем остальным видам. Само название этого вида резьбы определяет технику ее исполнения, она состоит из выемок, образующих контурные линии, выбранные на определенную глубину. Контурной резьбой можно выполнять буквы, типичные для греческих и римских памятников, изображать неглубокие линии, такие как прожилки на листьях, либо передать особую фактуру поверхности, например, на шапочках желудей. Контурная резьба сводится к резьбе одной лишь V – образной стамеской. Геометрическая резьба состоит из геометрических элементов – треугольников, окружностей, миндалевидных углублений, звездочек, розеток и т. д. Число выемочных элементов здесь не безгранично, но сведенные в систему, они образуют причудливые и самые разнообразные орнаменты. Серьезные резчики используют в этом стиле специальный инструмент, но хороших результатов можно достичь и стамеской со скосом, а для удаления излишков дерева из щелей подойдет V – образная стамеска с длинным кончиком.

Плоскорельефная резьба.

Главным отличительным признаком этого вида резьбы по дереву является то, что здесь фон выбирается вокруг изображения (орнамента) на определенную одинаковую глубину. Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров. Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром края, вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным. К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними — изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы, ягоды, цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров Кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой.

Рельефная резьба.

Рельефная резьба — это вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону и полностью обработанное по всей его поверхности. Подвиды: Барельеф – наибольшая выпуклость изображаемого предмета составляет менее половины глубины изображаемого предмета. Эта техника может подойти для мебели и других предметов, подверженных износу, для небольших предметов и тех, которые хорошо видны с близкого расстояния. Горельеф – это изображение предмета примерно в три четверти его толщины и более, приближающееся к объемной скульптуре. Это предполагает значительную долю работы по подрезанию фона, чтобы формы выступили над поверхностью. Чаще всего фон рельефа заглубляется полностью до самых краев и помещается в отдельную рамку из досок. Глубокие пустоты горельефа можно выполнить полукруглой стамеской. Слегка обозначив круг, зажмите ручку стамески между ладонями и поворачивайте инструмент. Фигурные стамески – клюкарзы также хороши для интенсивного подрезания, которое требуется довольно часто. Накладная рельефная резьба – широко применялась в прошлом и используется теперь для украшения мебели. Выполняют ее отдельно от изделия на древесине твердых пород — ореха, красного дерева, березы и затем наклеивают на его поверхность. Накладная рельефная резьба может быть глухой (с фоном), и прорезной (ажурной). Накладную резьбу выполняют на так называемой подушке — хорошо простроганной доске, на которую наклеивают тонкую бумагу, а поверх нее — заготовку, обрезанную по размерам рисунка. На поверхность заготовки переводят рисунок. Затем заготовку обрезают по контуру. Отверстия прорезают крутыми стамесками соответствующего профиля. Контур хорошо зачищают, заоваливают края, после чего прорабатывают рельеф. Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкого ножа, очищают от бумаги и наклеивают на изделие. Домовая (корабельная) резьба – широко применявшаяся в деревянном зодчестве, является разновидностью рельефной резьбы. Эта резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с кораблей. Для домовой резьбы подбирают рисунок растений, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розетки, т. е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг. Сочетает в себе все виды резьбы: от ажурной до скульптурной. Дом украшается резьбой как снаружи, так и изнутри.

Скульптурная (объемная) резьба.

Скульптурная или объемная резьба — это резьба, при которой объект изображается со всех сторон. Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготовлении мебели и в интерьере классических стилей. В настоящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари. Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В. И. Мухина, С. Т. Коненков, С. Д. Эрьзя и др. Скульптура по своему назначению и размерам разделяется на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, называемую также камерной. Приступать к выполнению скульптур следует после овладения всеми приемами геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы. Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с различными формами лезвий и специальный нож для отделки. Скульптурная резьба не имеет четких подвидов, а выделяются лишь направления, обусловленные культурными или историческими предпосылками: богородская резьба (главным образом богородская игрушка), миниатюра (небольшие декоративные скульптуры), лесная резьба (резьба на стоящих высохших деревьях — как правило вырезаются лица и фигуры людей, сказочных персонажей), тотемные столбы индейцев Северной Америки и т.п.

Прорезная резьба.

Прорезной, или пропильной, называется резьба, у которой фон удален. Она может быть как плосковыемчатой с плоским орнаментом, так и рельефной — ажурной. Применяли прорезную резьбу для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII — начале XVIII в. а также старинной русской мебели. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек. Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Ссылки на ресурсы Интернет.