Русский язык

Русский язык

Русский языкРусский язык.

Цель работы – проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие/глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

При диктовке четко проговариваются окончания слов.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.

Слово для справки . вбежали.

Ворона и лужа.

Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона.

Слова для справок . бегут, в ней, долбить.

И снова зима.

Гудело море. Волна с силой ударялась о скалу. Я посмотрел в окно. Облака плыли над самой землей. Сыпалась снежная крупа. Она была колкой и твердой. Крупа садилась на стекло и сучья деревьев. На листьях чайной розы был лед. Бутоны почернели, как угольки.

Слова для справок . посмотрел, почернели.

Примечание. Предупредить о постановке запятой.

Солнышко устало и ушло за рощу. Земля хорошо прогрелась за день. Бабушка Анисья и ее внучка Ольга были в саду. Они поливали грядки с луком и укропом. У дома стоит ведро с теплой водой. Ольга шлепнула рукой по воде. Брызги упали на платье.

Слова для справок . прогрелась, поливали, стоит.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проверить умение грамотно списывать, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.

В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку. Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.

Рыбка и свисток.

К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увид е л рыбку. Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку. Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток. Но свисток его не радовал.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать и грамотно оформлять части текста на письме, записывать ответы на вопросы, по опорным словам составлять текст.

1. Свободный диктант.

В сад тихо прошла луна. Ее свет упал на крыльцо. На крыльце спала собака Динга. Рядом был ее малыш Боб. В кустах зашуршало. Боб бросился туда. А там был еж. Боб завыл. Он уколол себе нос. Мать проснулась.

Слова для справок.

I часть – прошла, рядом; II часть – зашуршало; III часть – ук о лол, проснулась.

2. Запиши ответы на вопросы.

Какое деревце встречает весну раньше всех? ( Ива, дуб, осина, верба.

Во что оно одевается.

Кто слетается на ивовый праздник.

3. Используя данные слова и словосочетания, составь предложения и запиши их.

Яркое солнце, снег осел, проталинки, первая травка.

Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта . 75–80 слов.

Хорошо потрудились.

В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки. К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками. Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.

Слова для справок . лопухом, принялись.

Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали. Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.

Слово для справки . самовар.

Лесная опушка.

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка. Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Слова для справок . лягушонок, принимал.

Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся . ( переливаю тся . просыпа ется . грее тся.

Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца. Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.

Слова для справок . собирать, обламывал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы . 75–80 слов.

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли. В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.

Письмо космонавта.

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима. Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека. Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, н и чего не делать наспех. Сумейте отказат ь ся от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится. Всего наилучшего вам, ребята.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.

1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.

Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.

2. Текст для изложения.

Овраг отступил.

По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню. Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину. Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.

Слова для справок.

I часть – насколько; II часть – безобидная, шириться, здесь.

3. Текст-рассуждение.

Самое дорогое.

У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море. Загрустил солдат, пишет матери: «Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое». Послала мать сыну щепотку родной земли.

Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли.

Цель работы . проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по основным темам программы 1-го класса: большая буква в именах и кличках животных, предлоги, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, безударные гласные в двусложных словах, парные звонкие/глухие согласные на конце слова.

При диктовке четко проговариваются окончания слов.

Объем диктанта . 30–40 слов.

Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.

Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.

Слова для справок . пошли, показалась, принесла, ему.

Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.

Слова для справок . лежали, дворец, блестела, солдатик.

Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.

Слова для справок . задержалось, несла, полетела.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проверить умение списывать грамотно текст.

Объем работы . 30–40 слов.

У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Отрылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.

Однажды летом.

Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг. Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

Цель работы – проверить умения выделять из сплошного текста предложения.

1. Выделить голосом каждое предложение.

В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз Спиши, правильно оформи на письме каждое предложение.

2. Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст.

Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.

Запиши заглавие и текст.

3. Допиши 2–3 предложения.

Цель работы – проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.

При диктовке четко проговариваются окончания.

Объем диктанта . 55–60 слов.

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки . приветливо.

Встреча весны.

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок . отбрасывали, лиловые, завтрака.

Из дальнего плавания возвращался крейсер «Мирный». В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер. Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок . крейсер «Мирный», на него.

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами. Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки . задумчиво.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает. Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои «на зубок» пробовали ершики. Вот это встреча.

Кривая уточка.

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев. Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

Цель работы – проверить умение записывать текст по логически законченным частям ( свободный диктант ), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант.

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы. Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши. Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами. Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник. Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды. Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

Слова для справок.

I часть – у самой, виляли, тоже; II часть – разом выскочили; III часть – вздрагивал, выскакивали, вышел.

3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.

Ледоход на реке. Грачи в роще. Первые цветы. Однажды в лесу (на реке, в парке.

Цель работы – проверить сформированность навыка по основным темам программы 3-го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, по центральной теме программы в начальных классах – безударные гласные в корне слова.

Объем диктанта . 70–80 слов.

Странный малыш.

Солнечные лучи залили ярким светом весь двор. Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ножки и широкий носик. Ходил он медленно, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крыльями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.

Слова для справок . странный, с испугу, поняла.

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в темноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удивительный извилистый след. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо светилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

Слова для справок . заметил, похожа, внутри, приходится.

Добрый великан.

Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через деревья. Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

Слова для справок . никогда не забывай.

Из-за стволов старого леса показалось болотце. Оно густо поросло желтыми цветами, осокой и мелким кустарником. Запах душистых болотных трав разливался по всей окрестности. Под широким листом притаилась змея. Я отбежал. Змея не шелохнулась. Я стал наблюдать за ней. Около змеи сидела лягушка. Из раскрытой пасти змеи ярким червячком высунулся язык. Я ахнул, замахал руками. Гадюка зло завертелась и скрылась. Лягушка запрыгала с кочки на кочку. Она двигалась к воде. Видно, испугалась бедняжка.

Слова для справок . притаилась, шелохнулась.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Цель работы – проверить, насколько прочно сформирован навык орфографической зоркости, самоконтроля.

Объем работы . 70–80 слов.

Мечта сбылась.

Архитектор был молод, красив, владел несколькими языками. Пятнадцать лет Карл Росси работал, не прерываясь ни на один день. Он делал чертежи, рисовал на бумаге дворцы с парадными залами, великолепными лестницами. Время шло. Дворцы построены. По Невскому проспекту в Петербурге идет человек. Он задумчив. Взор его устремлен на чудные дома, созданные его мечтой и послушными рабочими руками. Стройные здания украшены колоннами. Идешь мимо этих зданий и ты и видишь дивную аллею из ожившего камня.

Примечание. Обратить внимание на написание слов во втором предложении.

До школы Сашке нужно было идти больше километра по лесной дороге, а потом ехать на автобусе. Их зеленый домик с желтыми наличниками стоял в лесу. Отец работал егерем в заповеднике. Он охранял зверей и птиц, устраивал для них кормушки, делал все, чтобы они не попали в беду. Сашка помогал отцу. В низине росла крапива. Отец косил ее, а Сашка вязал крапивные веники. Крапива жгла руки даже сквозь рукавицы. А что поделаешь? Зимой крапиву хорошо ели кабаны, косули, клевали серые куропатки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ.

Цель работы – проверить умения составлять текст на тему, создавать свой текст-рассуждение.

1. Свободный диктант.

Бывает и так.

У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Радостный, я позвал соседа Петьку. Я решил сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта. Петька ложкой брал из вазочки варенье. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Петька смеялся, шутил, рассказывал, как будем играть во дворе. Он ушел. Мне стало очень грустно. Почему.

Подготовь и запиши текст-рассуждение.

Почему малышу было грустно.

Примечание. Для слабых учащихся можно дать этот текст с заданием.

Запиши текст, выдели в нем логически законченные части. (Текст записывается на доске без выделения частей.

2. Составь и запиши текст на одну из тем.

Теплый день. Первая капель. Однажды на реке. Весеннее утро. Прощай, снеговик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.