Садовые лекарственные растения

Садовые лекарственные растения• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете суще­ствует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» — деревьев, кустарников, а также травянистых растений.

• Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обога­щают его кислородом; травы — это пища для многих видов травояд­ных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекар­ственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

• Рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорас­тущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, ин­терес к изучению природы, любовь и бережное отношение к при­роде. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую зане­сены редкие и исчезающие виды.

Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания. Учить детей придерживаться выбранной сюжетной линии в твор­ческом рассказывании, правильно сочетать существительные с при­лагательными и числительными в роде, числе и падеже.

Материалы для занятия.

♦ Конверт, в котором лежат 8 карточек с загадками. Карточки ‘ пронумерованы так, чтобы номер карточки соответствовал номеру.

строки кроссворда, в которую нужно вписать отгадку.

♦ Кроссворд с выделенным столбцом, нарисованный на доске или на листе бумаги.

♦ Различные виды трав, принесенные воспитателем с участка.

Введение. Разгадывание кроссворда.

В начале занятия воспитатель просит детей вспомнить о теме предыдущей недели, выслушивает ответы детей, затем обобщает их. Воспитатель.

— Действительно, на прошлой неделе мы много разговаривали о весне, о тех изменениях в природе, которые происходят весной. А для сегодняшнего занятия я приготовила одну из ваших любимых игр — «Кроссворд с загадками.

Вот кроссворд — он пока пустой. В конверте — карточки с загад­ками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы — их отга­дывать. Мне попалась карточка с цифрой 5. Как вы думаете, что это значит? Правильно, разгадку надо записать в строку кроссворда с номером 5.

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза.

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой.

Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш.

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник.

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава.

5. Зеленую подружку на.

Новый год зимой.

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель.

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень.

7. Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок.

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина.

Заполнив кроссворд, дети могут прочесть в выделенном столб­це тему занятия: «Растения.

— Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства. Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех госу­дарств. Ель, береза, ива, сосна — как сказать одним словом? Пра­вильно, это деревья. Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово. (Кустарники.

А сегодня мы отправимся в третье государство царства расте­ний — в государство трав.

Часть 2 Государство трав (желательно провести занятие на прогулке.

В этой части занятия предусмотрен рассказ воспитателя о раз­ных травах, растущих повсеместно — в частности, на территории детского сада. Важно, чтобы состоялась беседа воспитателя с деть­ми, чтобы эта часть занятия не превратилась в монолог воспитателя. Не стоит прерывать детей такими высказываниями: «Сначала по­слушай меня, а потом ты расскажешь». Важно привлечь к беседе детей, выслушать их мнение. Занятие будет более интересным и по­лезным для детей, если воспитатель будет побуждать их к активным высказываниям: «Вы знаете, какая это трава? А чем она полезна? Любят ли ее есть животные?» и т.д. Как правило, дети уже много знают о травянистых растениях — многие мамы заваривают подо­рожник и мать-и-мачеху для лечения простуды, дачники борются на своих участках с пыреем, а уж подорожник к ранкам приклады­вали почти все.

— Сегодня мы будет исследователями государства трав. Для этого нам потребуются: наша зеленая лужайка, лопатка, лупы. Как насто­ящие ученые и исследователи, мы с вами помним, что ко всему неизвестному нужно подходить с осторожностью, неизвестные нам растения нельзя пробовать на вкус. И, конечно, мы не будем их рвать без крайней необходимости.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной. По­мните, мы с вами однажды на прогулке удивились: земля еще по­крыта снегом, появились редкие проталины, а на этих проталинах уже зеленеют первые травинки, не боясь замерзнуть? А стоит толь­ко солнышку согнать снег — и весь наш участок зазеленел, покрыл­ся молодой весенней травой.

Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на са­мом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников. Да­вайте рассмотрим травы.

Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день. Его имя — пырей ползучий. А знаете, откуда такое название? (Воспитатель откапывает из земли одно растение.) Посмот­рите на его корни. Они словно расползаются под землей, бла­годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Даже название его в переводе с латинского означает «огонь по­лей». Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту куль­турных растений, то на пастбище, на лугу он — желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот­ных — лошадей, коров, коз, овец. Кроме того, она устойчива к вытаптыванию: прошел табун лошадей или стадо коров, примя­ли траву, выщипали ее, вытоптали луг. А на следующий день, глядишь, пырей снова отрастает, вновь зеленеет. Через неде­лю снова можно пригонять стадо на пастбище.

А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава — цен­ный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально ра­зыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря ко­торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Сейчас вовсю цветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на малень­кие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лу­гах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособле­ны к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, угле­воды и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и при­правы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики. Давайте перед ухо­дом в группу наберем немного листьев одуванчика для наших животных.

На нашем участке растет и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносив­шими ее запаха. Для этого пучки полыни развешивались в до­мах, за печками, на кухнях.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние протали­ны. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха»), а нижняя неров­ная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикос­новении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна при­меняется как средство от кашля.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребля­ют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель карто­феля.

Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знако­мое, — подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник рас­пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо­рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослаб­ляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чис­тым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо­рожника помогает при простуде и кашле.

После рассказа о разных травах, растущих на участке, воспита­тель предлагает детям сравнить строение разных видов трав. Дети приходят к выводу, что каждое травянистое растение имеет сте­бель, листья. Воспитатель рассказывает о том, что у каждого травя­нистого растения, как у любого растения вообще, обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Конечно, разные травы цветут в разное время, и у многих из них цветы мелкие, не ярко окрашенные, но не менее красивые, чем садовые цветы. Если есть возможность, можно рассмотреть цве­ты подорожника, мать-и-мачехи через лупу, попробовать описать их.

Часть 3 Окончание занятия.

Воспитатель рассказывает, что помимо тех трав, которые дети сегодня видели на прогулке, есть еще много разных травянистых растений. Они растут везде — на лугу, в поле, в лесу, на улицах города, вдоль дорог. Травы, как и другие растения, обогащают воз­дух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

В заключение занятия воспитатель вывешивает на доску боль­шую карту с надписью «Царство растений». На ней с помощью ус­ловных обозначений отмечены три «государства» — деревьев, кус­тарников, трав. Воспитатель вместе с детьми рассматривает условные обозначения, они еще раз обобщают существенные признаки раз­ных видов растений. Каждое дерево имеет один довольно толстый ствол, ветви и листья; у кустарников несколько более тонких ство­лов; травянистые растения имеют стебель и листья.

Затем воспитатель предлагает детям «заполнить» «царство рас­тений» рисунками различных растений, которые они знают. Детям выдаются небольшие листы бумаги (в половину или даже четверть альбомного листа), изобразительные средства — карандаши, фло­мастеры, пастель, мелки — они выбирают самостоятельно. Свой рисунок каждый ребенок размещает на общей карте сам, и все дети следят за тем, чтобы рисунок попал в свое «государство.

После того как карта заполнена, воспитатель обращает внима­ние детей на то, что с каждым годом растений на Земле становится меньше, некоторые виды совсем исчезают. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что богатства ее безграничны, неисчерпаемы, что сорван­ный забавы ради и брошенный цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек, а нас очень много, сорвет и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым, без цветов. То же самое может произойти с дру­гим лугом, поляной в лесу, садом. Можно рассказать детям о том, что под угрозой полного исчезновения находятся сейчас подснеж­ники и ландыши.

Пусть дети разобьются на подгруппы и попробуют нарисовать плакаты в защиту природы, а затем составят коллективный рассказ по нему. Вечером эти плакаты показывают родителям.

Можно также организовать короткое (5—6 минут) выступле­ние детей в защиту растений (по принципу агитбригады). С этим выступлением можно выйти в другие группы детского сада и к ро­дителям.

В помощь воспитателю.

Интересные факты о травянистых растению, которые можно использовать на занятиях, а также для проведения игр, викторин, на досуге.

О травянистых растениях, цветах, которые дети часто ви­дят на лугах, полях, в лесу, на участке детского сада, с ними лучше всего беседовать на прогулке.

Например, о пырее ползучем, по которому мы ходим вес­ной, летом и осенью чуть не каждый день, можно рассказать много интересного. Название свое это травянистое растение с узкими, острыми листьями получило благодаря свойству своих корней. Корни его под землей словно расползаются, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. По­этому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Даже название его в переводе с латинского означает «огонь по­лей». В старые времена крестьяне каждую весну выволакивали на обочины полей целые валы выдернутых корневищ пырея. За это ползучему пырею дали название «бороново’ лок». Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных расте­ний, то на пастбище, на лугу он — желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных — лоша­дей, коров, коз, овец. Кроме того, она устойчива к вытаптыванию: прошёл табун .лошадей или стадо коров, примяли траву, выщипали ее, вытоптали луг, а на следующий день, глядишь, пырей снова отрастает, снова зеленеет. Через неделю снова можно пригонять стадо на это пастбище.

Оказывается, многие дикие травянистые растения, кото­рые мы часто встречаем в природе средней полосы, пригодны в пищу человеку. Возьмем, например, всем хорошо известный иван-чай, или кипрей. Это травянистое растение с гладким высоким стеблем (высота до 1,5 метров). У него темно-зеленые листья, лилово-красные цветки собраны в длинные кисти. Рас­тет иван-чай вдоль дорог и канав, на лесных вырубках, гарях, насыпях и склонах. Кажется, все его знают. А знаете ли вы, что молодые листья, побеги, корневища содержат большое коли­чество витамина С, и из них издавна готовили салаты и супы? Свежие корни употребляют в сыром и вареном виде вместо ка­пусты, листья и нераспустившиеся бутоны заваривают вместо чая (отсюда и название). Корни иван-чая собирают, высушива­ют и измельчают в муку, после чего готовят из них вкусные мо­лочные каши, выпекают хлеб, блины, лепешки.

Многими полезными свойствами обладают такие луговые травы, как люцерна и клевер. Эти растения принадлежат к се­мейству бобовых. Во-первых, эти травы — ценный корм для до­машних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коро­вы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером и люцерной, обходя другие травы. Во-вторых, клевер и люцерна являются живыми удобрениями для почвы. Эти растения активно усваивают азот из воздуха и откладывают его в почву. Земледельцы считают, что три года засевать поле люцерной — все равно что внести по 70 тонн навоза на гектар. После этого поле дает богатые уро­жаи зерновых культур, овощей.

Рогоз широколистный. Это растение мы привыкли на­зывать еще камышом. Растет оно у водоемов и на заливных лугах. Имеет толстый стебель до 2 м высотой. Широкие и длин­ные серо-зеленые листья расположены у самого основания стеб­ля. Цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Ока­зывается, это многолетнее травянистое растение, которое мы привыкли воспринимать как часть зимних букетов, съедобно, очень полезно и вкусно. Молодые побеги рогоза едят в виде приправы, заправляя их уксусом и специями, а также маринуют или сушат. Корневища содержат много крахмала, сахар и бел­ки. Их отваривают и тушат. Кроме того, корневища рогоза высу­шивают и растирают в муку. Из нее готовят вкусные и питатель­ные молочные каши, кисели, пекут лепешки и оладьи.

Поджаренные корневища заменяют натуральный кофе. Вот вам и камыш.

Вернемся на луг, где вовсю цветут одуванчики. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выг­лядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они не­вольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мяс­ным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Перед приготовлени­ем их вымачивают в солёной воде 20-30 минут, чтобы убрать горький привкус. Используются также цветочные почки (их ма­ринуют и заправляют ими солянки, винегреты), и корни одуван­чика (из высушенных жареных корней готовят заменитель кофе.

На лугу мы можем встретить и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносив­шими ее запаха. Отвар из молодых соцветий полыни принима­ли как лечебное средство от глистов.

Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цвет­ками весенние проталины. Своё необычное название она полу­чила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («ма­чеха»), а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

Всем известны огромные листья и усаженные колючками корзинки лопуха (репейника). Молодые листья и побеги лопу­хов содержат витамин С, эфирные масла и дубильные веще­ства. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

На лугу мы можем встретить и дикий щавель. Всем хоро­шо известны его стреловидные, сочные листья и красновато ко­ричневые соцветия в виде метелок. Листья щавеля содержат большое количество витамина С. Их используют как в сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зеленых борщей, начинок для пирогов и пельменей. Листья и стебли щавеля пос­ле предварительного подвяливания можно солить, квасить, за­сахаривать.

Сколько неприятных воспоминаний связано у нас с крапи­вой (крапива двудомная)! Все ее прекрасно знают, и в основном с неприятной стороны. Каждый из нас не раз «обжигался» кра­пивой. А виной тому тонкие волоски с едким соком, которыми усажены листья крапивы. Волоски эти очень хрупкие. При ма­лейшем соприкосновении головки волосков обламываются и протыкают кожу, а едкий сок обильно поливает крошечные ранки, поэтому образуются на нашей коже волдыри, как от ожо­га. Но у крапивы много полезных свойств. Ее листья богаты витаминами С и А, каротином, минеральными солями. По пи­тательности они не уступают фасоли, гороху, другим бобовым культурам. Готовят из листьев крапивы зеленые щи, супы, са­латы, ботвиньи, соусы и пюре. Весной они помогают нам вос­полнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в орга­низме.

Еще одно травянистое растение, про которое надо обя­зательно рассказать детям, — подорожник. Свое название эта трава получила оттого, что растет она вдоль дорог. Интерес­но, как подорожник распространяет свои семена. Осенью ту­гие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна извест­ны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорож­ника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и ру­ках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

Вернемся к луговым цветам. Среди них есть желтые яр­кие лютики. Обязательно предостерегите детей от того, что­бы они рвали и тем более пробовали на вкус лютики. Даже домашний скот обходит лютики стороной. Они несъедобны для скота, а некоторые виды даже ядовиты. За это они и получили свое название — от слова «лютость.

А вот синие цветки колокольчиков безопасны. За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали еще бубнами, звонцами, звоночками. Как только распустятся коло­кольчики — значит, наступило лето. Так утверждает народная примета. Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик-рапунцель. В пищу употребляют его корни и листья.

Васильки — растения не луговые, а полевые. В русских народных орнаментах голубые соцветия василька часто пере­плетаются с золотыми колосьями ржи. Между тем василек — это не просто украшение хлебных полей, а злостный сорняк. И мно­гочисленные васильки во ржи — тревожный признак засорения хлебного поля.