САЙТ Л а р и н о й Галины Витальевны, учителя русского языка и литературы ->

САЙ» width=»200″ height=»150″/>САЙТ Л а р и н о й Галины Витальевны, учителя русского языка и литературы.

Этот диктант по видимому тексту, к которому учащийся готовится самостоятельно, используя определённый способ запоминания орфограммы.

I этап — знакомство учеников с памяткой-схемой.

1. Внимательно познакомьтесь с текстом и выделите слова, написание которых может вызвать у вас трудности.

2. Определите приемлемый для вас вид подготовки: а) выпишите «трудные» слова, предложения; б) зашифруйте слова одним из способов(в.да, в(о/а)да) или выделите орфограммы цветом; в) сделайте орфографический разбор; г) составьте список орфограмм текста или схему-таблицу; д) подберите слова с аналогичными орфограммами.

3. выполните предупредительную работу по орфографии.

II этап — отработка навыка орфографической работы с текстом (в течение 2-3 уроков.

III этап — формирование устойчивого орфографического навыка работы с текстом.

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.

Здесь порядок работы обратный тому, который описан в предупредительном диктанте. Сначала диктуемое слово (или предложение) записывается, а затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно.

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами, 3) фронтальная проверка записанного: один из записавших читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.

Например, диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания.

1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель.

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.

Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.

Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 — двусоствные предложения, 2 — безличные, 3 — неопределённо-личные, 4 — определённо-личные, 5 — назывные.

Диктуемый текст: Морозит. Ветер. небо топорщется и хмурится. Выполненная работа выглядит так: 251.

Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.

Например, записать существительное нарицательное, мужского рода, единственного числа, 2-го склонения, в творительном падеже (столами.

Зрительный диктант (самодиктант.

Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах.

которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.

Диктант-игра «Будь точным.

Порядок работы: 1) учитель читает текст целиком, 2) затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение, 3) учащиеся записывают то, что запомнили, 4) после записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить (цифры подсчётов ставятся на полях), 5) исправляются орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.

Учитель заранее готовит текст, куда включается всё изученное в течение учебной четверти. Учитель за 2 недели до диктанта пишет объявление, в котором указывает, какие орфограммы нужно повторить и т.д.