Словарь цветов и цветовых оттенков

Словарь цветов и цветовых оттенковСловарь цветов и цветовых оттенков.

Автор статьи долгое время занимался составлением словаря цветов и цветовых оттенков.

Предлагаю вашему вниманию плоды этого труда.

• Абрикосовый – цвета спелого абрикоса, жёлто-красный. • Агатовый – чёрный (о чёрных глазах, волосах; ошибочно: агат перепутали с гагатом; поэт.). • Аквамарин – цвета морской волны, зеленовато-голубой. • Аквамариновый – см. Аквамарин. • Алебастровый – напоминающий по виду алебастр, матово-белый с налётом желтизны. • Алый – ярко-красный. • Аметистовый – цвета аметиста, прозрачно-фиолетовый. • Апельсиновый – цвета кожуры спелого апельсина, оранжевый. • Аспидно-… – с серо-чёрным оттенком (напр. аспидно-синий). • Аспидный – серо-чёрный. • Багрово-… – с тёмным, густо-красным оттенком (напр. багрово-золотой). • Багровый – густо-красный, кровавого цвета. • Багряный – см. Багровый. • Беж – светло-коричневый, с кремовым (желтоватым) или сероватым оттенком. • Бежевый – см. Беж. • Белёсо-… – с тускло-светлым оттенком (напр. белёсо-серый). • Белёсый – тускло-белый, беловатый. • Белокурый – светло-русый, со светло-русыми волосами. • Белоснежный – белый, как снег; безукоризненно белый; ослепительно белый. • Белый – цвета снега или мела. • Бесцветный – не имеющий цвета. • Бирюзовый – цвета бирюзы, голубовато-зелёный. • Бланжевый – телесного цвета (устар.). • Бледно-… – бледного цвета, бледного оттенка (напр. бледно-зелёный). • Бледный – слабо окрашенный. • Блестяще-… – с блеском (напр. блестяще-зелёный). • Блестящий – сверкающий, с ярким блеском. • Блёкло-… – лишённый яркости, тусклый (напр. блёкло-лиловый). • Блёклый – лишённый свежести и яркости цвета, тусклый. • Бордо – тёмно-красный. • Бордовый – см. Бордо. • Бронзово-… – с бронзовым оттенком (напр. бронзово-оливковый). • Бронзовый – цвета бронзы, золотисто-коричневый. • Брусничный – густо-розовый, цвета созревающей брусники. • Буланый – светло-жёлтый, слегка сероватый (о масти лошадей). • Буро-… – с бурым оттенком (напр. буро-жёлтый). • Бурый – серовато-коричневый или серовато-рыжий; чёрный с красноватым или коричневатым отливом (о масти лошадей; о цвете шерсти). • Бусый – серый, дымчатый, грязно-серый. • Бутылочный – цвета бутылочного стекла, тёмно-зелёный. • Васильковый – цвета василька, ярко-синий, светло-синий. • Вишнёво-… – с вишневым оттенком (напр. вишнево-красный). • Вишнёвый – цвета спелой вишни, тёмно-красный (с лиловатым оттенком). • Вороновый – цвета воронова крыла, блестяще-чёрный, чёрный с блестящим отливом. • Вороной – чёрный (о масти лошадей). • Восковой (перен.) – бледно-жёлтый до прозрачности (напр. восковое лицо). • В яблоках – с тёмными круглыми небольшими пятнами на шерсти, напр. серый в яблоках (о масти лошадей.

• Гнедой – красновато-рыжий, с чёрными хвостом и гривой (о масти лошадей). • Голубой – цвета неба, светло-синий (один из основных цветов). • Гороховый – цвета зрелого гороха, серовато-жёлтый с зелёным оттенком. • Горчичный – цвета горчицы, желтовато-коричневый. • Гранатовый – цвета граната, вишнёво-красный, тёмно-красный. • Густо-… – см. Густоцветный (напр. густо-зелёный). • Густоцветный – имеющий насыщенный, плотный цвет. • Дымчато-… – со светло-серым оттенком (напр. дымчато-серый). • Дымчатый – цвета дыма, сероватый, светло-серый. • Желточный – цвета яичного желтка, густо-жёлтый. • Жёлто-… – с жёлтым оттенком (напр. жёлто-золотистый). • Жёлтый – цвета золота (один из основных цветов). • Жемчужно-… – с блестяще-белым оттенком (напр. жемчужно-белый). • Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг. • Жухлый – утративший свежесть, яркость. • Защитный – серовато-зелёный. • Зекрый – голубой; бирюзовый; голубоглазый (устар.). • Зелёно-… – с зелёным оттенком (напр. зелёно-бурый). • Зелёный – цвета травы (один из основных цветов). • Землисто-… – с серовато-бледным оттенком (напр. землисто-серый). • Землистый – цвета земли, серовато-бледный (о цвете лица). • Земляничный – цвета земляники, розовато-красный. • Зеркий – от Зекрый (устар.). • Златой – см. Золотой (устар.). • Золотисто-… – с золотистым оттенком (напр. золотисто-белый). • Золотистый – цвета золота, с золотым отливом. • Золотой – цвета золота, блестяще-жёлтый. • Игрений – см. Игреневый. • Игреневый – рыжий, со светлой гривой и хвостом (о масти лошадей). • Изекрый – от Зекрый (устар.). • Изжелта-… – с жёлтым оттенком (напр. изжелта-красный). • Иззелена-… – с зелёным оттенком (напр. иззелена-бурый). • Изумрудный – цвета изумруда, ярко-зелёный. • Индиго – тёмно-синий. • Иссера-… – с серым оттенком (напр. иссера-голубой). • Иссиза-… – с сизым оттенком (напр. иссиза-голубой). • Иссиня-… – с синим оттенком (напр. иссиня-чёрный). • Исчерна-… – с чёрным оттенком (напр. исчерна-лиловый). • Канареечный – цвета оперения канарейки, светло-жёлтый. • Караковый – тёмно-гнедой с подпалинами (о масти лошадей). • Карий – тёмно-коричневый (о цвете глаз и масти лошадей). • Карминный – ярко-красный. • Карминовый – см. Карминный. • Касторовый – цвета касторки, жёлтый. • Каурый – светло-каштановый, желто-рыжий (о масти лошадей). • Каштановый – цвета спелого каштана, светло-коричневый, рыже-бурый. • Киноварный – ярко-красный. • Кипенно-белый – см. Кипенный. • Кипенный – цвета кипени (белой пены, появляющейся при кипении). • Кирпично-… – с красновато-коричневым оттенком (напр. кирпично-бурый). • Кирпичный – цвета красного кирпича, красновато-коричневый. • Клубничный – цвета клубники, густо-розовый, розово-красный. • Клюквенный – цвета клюквы, темно-красный. • Кобальт – см. Кобальтовый. • Кобальтовый – тёмно-синий. • Кораллово-… – с коралловым оттенком (напр. кораллово-коричневый). • Коралловый – цвета красного коралла, светло-красный, ярко-красный. • Коричнево-… – с коричневым оттенком (напр. коричнево-красный). • Коричневый – цвета спелого жёлудя, буровато-жёлтый. • Кофейный – цвета жжёных зёрен кофе, тёмно-коричневый. • Кошенилевый – ярко-красный. • Кошенильный – см. Кошенилевый. • Крап – расцветка в виде мелких пятен, брызг (напр. серый с синим крапом). • Краповый – ярко-красный. • Крапчатый – с крапинками, в крапинку, с пятнистой окраской. • Красно-… – с красным оттенком (напр. красно-коричневый). • Красный – цвета крови (один из основных цветов). • Кремово-… – с кремовым оттенком (напр. кремово-белый). • Кремовый – бледно-жёлтый, белый с оранжевым (или желтоватым) оттенком. • Кроваво-… – с кровавым оттенком. • Кровавый – цвета крови, ярко-красный. • Кубовый – ярко-синий, густо-синий, цвета индиго. • Кумачовый – ярко-красный. • Лазоревый – цвета лазури, голубой. • Лазуревый – цвета лазури. • Лазурно-… – с лазурным оттенком (напр. лазурно-голубой). • Лазурный – цвета лазури. • Лазурь – светло-синий. • Латунный – цвета латуни, золотистый. • Лилейный – цвета лилии, белый. • Лилово-… – с лиловым оттенком (напр. лилово-красный). • Лиловый – цвета фиалки или сирени, светло-фиолетовый. • Лимонно-жёлтый – см. Лимонный. • Лимонный – цвета лимона, светло-жёлтый. • Линялый – выцветший, потерявший окраску. • Малахитовый – цвета малахита, ярко-зелёный. • Малиново-… – с малиновым оттенком (напр. малиново-красный). • Малиновый – цвета малины, тёмно-красный, густо-красный с фиолетовым оттенком. • Маренго – чёрный с серым отливом. • Матово-… – с матовым оттенком (напр. матово-белый). • Матовый – не имеющий блеска, глянца. • Медно-… – с медным оттенком (напр. медно-жёлтый). • Медный – имеющий цвет меди, красновато-жёлтый с блестящим отливом. • Медово-… – с золотисто-жёлтым оттенком (напр. медово-жёлтый). • Медовый – цвета мёда, золотисто-жёлтый, янтарный. • Мертвенно-бледный – бледный до синевы (о цвете лица). • Молочно-… – с молочным оттенком (напр. молочно-кремовый). • Молочно-белый – белый, как молоко. • Молочный – цвета молока, голубовато-белый. • Морковный – цвета моркови, светло-оранжевый. • Мраморный – рисунком, цветом похожий на мрамор; матово-белый (о цвете лица, кожи). • Мрачный – тёмный. • Муаровый – имеющий окраску с волнообразным отливом. • Муругий – рыже-бурый; буро-чёрный (о масти собак). • Мурый – см. Смурый. • Мутный – тусклый; затуманенный; непрозрачный. • Мухортый – гнедой с желтоватыми подпалинами (о масти лошадей). • Мышастый – цвета мыши, серый (о масти животных). • Мышиный – цвета мыши, серый.

Нежно-… – бледный; светлого оттенка (напр. нежно-голубой.

• Нефритовый – цвета нефрита, мутно-зелёный (реже – серовато-белый). • Огненный – цвета огня, оранжево-красный. • Огнистый – см. Огненный. • Оливково-… – с оливковым оттенком (напр. оливково-зелёный). • Оливковый – цвета оливки, жёлто-зелёный с коричневатым оттенком. • Опаловый – цвета опала, молочно-голубой. • Оранжево-… – с оранжевым оттенком. • Оранжевый – цвета апельсина, жёлтый с красноватым оттенком, красновато-жёлтый (один из основных цветов). • Отлив – отблеск, оттенок цвета, примешивающийся к основному (напр. серебристый отлив). • Оттенок – разновидность одного и того же цвета. • Охренный – см. Охристый. • Охристо-… – с желтовато-красным оттенком (напр. охристо-золотистый). • Охристый – цвета охры, желтовато-красный. • Охровый – см. Охристый. • Охряный – см. Охристый. • Палево-… – палевый, с палевым оттенком (напр. палево-жёлтый). • Палевый – бледно-жёлтый с розовым оттенком, тускло-жёлтый. • Пастелевый – неяркий, мягкий (о цвете, тоне). • Пастельный – см. Пастелевый. • Пегий – пятнистый, пёстрый, с большими пятнами (о масти животных, об оперении птиц). • Пепельно-… – с пепельным оттенком (напр. пепельно-голубой). • Пепельный – цвета пепла, светло-серый, дымчатый (чаще – о цвете волос). • Перванш – серовато-голубой. • Перелив – плавный переход от одного оттенка (цвета) к другому. • Переливчатый – с переливами. • Перламутровый – напоминающий окраску перламутра, переливчатый, серебристо-розовый. • Перловый – напоминающий жемчуг (напр. перловая белизна). • Персиковый – цвета персика, желтовато-красный. • Песочный – цвета песка, коричневато-жёлтый. • Пёстрый – разноцветный. • Пламенный – цвета пламени; ярко сверкающий; пылающий, как огонь. • Платиновый – цвета платины, серовато-белый. • Подпалина – рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. • Половый – цвета половы, бледно-жёлтый (о масти животных). • Полосатый – с окраской, распределяющейся полосами. • Порфирный – багряный, пурпурный. • Прозрачно-… – прозрачный (напр. прозрачно-зелёный). • Прозрачный – светлый и нежный, как бы светящийся (о цвете и тоне). • Пунцовый – ярко-красный, багровый. • Пурпур – ярко-красный, алый, багряный с фиолетовым оттенком. • Пурпурный – см. Пурпур. • Пятнистый – с пятнами, по цвету отличающимися от основной окраски. • Рдяный – красный, алый (устар.). • Рёдрый – рыжий, красно-жёлтый (о рогатом скоте). • Ржавый – цвета ржавчины, красно-бурый. • Розоватый – бледно-розовый, с розовым оттенком. • Розовый – бледно-красноватый. • Рубиновый – цвета рубина, кроваво-красный, густо-красный. • Рудо-жёлтый – жёлтый с красноватым оттенком, рыжий. • Рудой – красный; кроваво-красный; рыжий. • Рудый – см. Рудой. • Румяный – алый, красный. • Русый – светловолосый; светло-коричневый (о цвете волос). • Рыжий – красно-жёлтый. • Саврасый – светло-гнедой с желтизной, с чёрными гривой и хвостом (о масти лошадей). • Салатный – цвета листьев салата, бледно-зелёный. • Салатовый – см. Салатный. • Сахарно-белый – белый, как сахар; чисто-белый. • Сахарный – цвета сахара, очень белый. • Светло-… – светлого оттенка (напр. светло-синий). • Светлый – менее яркий по цвету, бледный. • Свинцовый – цвета свинца, сине-чёрный с мрачным оттенком. • Седой – белый, белёсый, тускло-серый. • Серебристо-… – с серебристым оттенком (напр. серебристо-белый). • Серебристый – цвета серебра, отливающий серебром, с серебряным оттенком. • Серебряный – цвета серебра, серовато-белый с блеском. • Серо-… – с серым оттенком (напр. серо-зелёный). • Серо-буро-малиновый – неопределённого цвета (шутл.). • Серый – цвета пепла, дыма (цвет, который получается из смешения чёрного с белым). • Сивый – серовато-сизый (о масти лошадей); седой, с проседью. • Сизо-… – с сизым оттенком (напр. сизо-зелёный). • Сизый – тёмно-серый с густым синеватым отливом. • Сине-… – с синим оттенком. • Синий – тёмно-голубой (один из основных цветов). • Сиреневый – цвета сирени, светло-фиолетовый, светло-лиловый. • Смурый – тёмно-серый, тёмно-бурый. • Снежный – цвета снега. • Снежно-белый – цвета снега, ослепительно белый. • Соломенный – цвета соломы, светло-жёлтый. • Соловый – желтоватый, со светлыми хвостом и гривой (о масти лошадей). • Сомо – см. Сомон. • Сомон – розовато-желтый (устар.). • Стальной – цвета стали, светло-серый с отливом, серебристо-белый. • Стризовый – ярко-красный. • Тагашовый – см. Тагашиный. • Тагашиный – синий (устар.). • Телесный – цвета человеческого тела, бледно-розовый. • Тёмно-… – тёмного оттенка (напр. тёмно-зелёный). • Тёмный – по цвету близкий к чёрному. • Тугашевый – см. Тагашиный. • Тускло-… – со слабым оттенком; неблестящий (напр. тускло-зелёный). • Тусклый – матовый, неблестящий; слабый, не яркий. • Убагрый – см. Юбагрый (устар.). • Угольно-чёрный – см. Угольный. • Угольный – цвета угля, чёрный с блестящим оттенком. • Ультрамариновый – ярко-синий. • Фиалковый – цвета фиалки, светло-фиолетовый. • Фиолетовый – цвета фиалки, синий с красноватым оттенком, лиловый (один из основных цветов). • Фисташково-… – с фисташковым оттенком (напр. фисташково-серый). • Фисташковый – цвета фисташки, светло-зелёный. • Хаки – коричневато-зелёный с серым. • Цинковый – цвета цинка, синевато-белый. • Чало-пегий – смешанной масти – чалой и пегой; чалый с белыми пятнами (о масти животных). • Чалый – серый с вкраплениями (о масти лошадей). • Чанкирый – светлый, белый; лошадь серой (белой, пегой) масти с белой мордой и белыми копытами. • Червлёный – багряный, тёмно-красного цвета (устар.). • Червонный – красный, алый (устар.). • Чермный – багровый, тёмно-красный (устар.). • Чернильный – цвета чернил, тёмно-фиолетовый. • Чёрный – самый тёмный из существующих цветов, цвета сажи, угля. • Черчатый – красный (устар.). • Чисто-… – чистого тона, без всяких примесей (напр. чисто-красный). • Чубарый – с тёмными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти (о масти лошадей). • Шаровый – цвета бильярдного шара, цвета слоновой кости, кремовый. • Шафранный – цвета шафрана, красновато-жёлтый, жёлто-оранжевый с коричневым оттенком. • Шафрановый – см. Шафранный. • Электрик – голубой, синий с серым отливом. • Юбагр – см. Юбагрый (устар.). • Юбагорый – см. Юбагрый (устар.). • Юбагрый – багровый, светло-багряный; светло-синий (устар.). • Ядовито-… – неприятно резкий (напр. ядовито-зеленый). • Янтарно-… – с янтарным оттенком (напр. янтарно-оранжевый). • Янтарный – цвета янтаря, прозрачно-жёлтый. • Яркий – резкий по чистоте и свежести тона. • Ярко-… – с резким оттенком (напр. ярко-красный). • Ясно-… – чистого светлого тона (напр. ясно-зелёный). • Ясный – светлый, яркий, сияющий.

Зеленый — цвет растительности, вечности и бессмертия природы и, как считают современные биоэнергетики, предельно материален, он повышает защитные свойства организма, эффективен при головной боли и лечении глаз, умиротворяет и создает впечатление свежести, успокаивает психику. Поэтому фармакологи никогда не делают антидепрессионные лекарства зеленого цвета. Это — стимулятор жизненного тонуса. Он замедляет ритм биения сердца и нормализует сердечно-сосудистую деятельность, стабилизирует артериальное давление, что очень важно для сердечников, способствует регенерации тканей и образованию мышечных волокон. Цвет спокойный, умеренный и освежающий, цвет молодой травы и листьев, создает впечатление мягкости, покоя. Видимо, по этой причине жители всем известного нам с детства Изумрудного города обязательно должны были ходить в зеленых очках. Это — символ весны и воспоминаний, жизни и радости. По церковно-католической символике и древнеиндийской философии зеленый цвет свидетельствует о надежде, вечной юности или о созерцательной жизни. Он высоко чтим и в мусульманском мире возвышен до символа божественного присутствия в мире — зеленый шелк, шитый золотом, одеты ангелы Аллаха, этим же цветом окрашено знамя Магомета. В средневековой Европе зеленый цвет (наравне с белым) символизировал волшебный мир фей, мир мудрости и высшего двора. Кто не любит зеленого, тот, говорят, страшится превратностей судьбы, житейских проблем и трудностей, кто его предпочитает — тот боится чужого влияния и ищет самоутверждения.

Любители темно-зеленого цвета — люди упрямые, скрытные и настойчивые, обожают покой и природу, подавляют энергию других. Это люди сильной воли, способные к Преодолению трудностей, с трудом меняющие свое мнение и тем более убеждения; сексуальная жизнь для них имеет большое значение и при неудачах в этой сфере они глубоко страдают. Любители же светло-зеленого более мягкие и нежные, умеющие ценить сотрудничество, они открыты и общительны, эстетичны, обязательны и умны. Как практически и все цвета, зеленый противоречив. Светло-зеленые оттенки, оказывается, кого-то угнетают, недаром говорят: «зеленая тоска и скука»; некоторые зарубежные специалисты считают, что любовь к сине-зеленому цвету — признак невроза; больные язвой предпочитают всем цветам ярко-зеленый и не любят желтый. Зеленый камень с глубокой древности ассоциируется у народов-язычников с культом плодородия, но у некоторых народов, например, иранцев, этот цвет одновременно ассоциируется с бурным ростом и свежестью, несчастьем, печалью и скорбью.

Голубой — цвет истины, эмоциональности и общения. Он тоже противоречив. Энергичных и смелых людей он успокаивает и умиротворяет, нормализуя и даже понижая кровяное давление, температуру и биение сердца, уменьшает боли и мышечное напряжение, благотворно влияет на глаза, обусловливает глубокое и более ритмичное дыхание. Для робких и застенчивых людей — это нередко цвет шока. Голубой цвет лечит бессонницу, болезни печени, горла и голосовых связок, воспалительные процессы и кожные заболевания, в том числе связанные с нарушением пигментного обмена — витилиго; используется при детских инфекциях, лечении абсцессов, флюсов, нервных тиков, аллергии и ревматизма, снижает аппетит, что немаловажно для полных лиц. По мнению ряда психологов, весь наш организм чувствует прохладу и покой этого цвета, который дает ощущение простора, немного печальный, но мудрый, цвет терпения и терпимости. Любители темно-голубого по своей натуре путешественники, стремятся к знаниям и часто религиозны и артистичны, они достаточно легко достигают успеха и богатства, энергичны, любят жизнь и детей. Светло-голубой — цвет женственности, материнства и прочности семейных уз, любители его не прочь попутешествовать, особенно по воде, общительны и окружены товарищами и друзьями. В геральдике, например, голубой цвет означает целомудрие и законность, верность и, как следствие, достойнейшую репутацию. По И. В. Гете, он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое. В этом цвете — душевный отдых, он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность, способствует восприятию музыки. Говорят, что у бразильцев выражение «всё голубое» означает «только хорошее», а у американских индейцев с этим цветом связано всё правдивое. К сожалению, в последнее время этим цветом называют сексуальные меньшинства.

Синий — цвет очищающий, способствует восстановлению нервной системы и жизненных сил в организме, усиливает способности к сосредоточенности и медитации, лечит рассеянность, всевозможные колики, спазмы, бессонницу, усиленное сердцебиение и расстройства кишечника, зубную и головную боли, успокаивает нервы; избыток этого цвета действует расслабляюще, что важно при психозах, старческом слабоумии, лечении душевнобольных. Это широко используется в Индии и поныне. Людям интеллектуального труда оказывается легче и продуктивнее работать в кабинете с синей лампой или синими шторами. Этот цвет способствует борьбе с инфекциями, воспалениями и лихорадкой, легочными и горловыми заболеваниями, желтухой, коклюшем, содействует излечению различных глазных болезней, в том числе катаракты и глаукомы, устраняет галлюцинации, ипохондрию, снижает пере возбуждение и унимает разбушевавшиеся страсти.

Этот цвет символизирует доброту и верность, целомудрие и честность, мудрость, постоянство и добрую славу, выражает покой, открытость, снижает напряжение глаз и положительно сказывается на сердечном ритме. Он чаще всего нравится людям скромным и склонным к меланхолии, быстро и легко устающим, нуждающимся в благожелательности окружающих. Говорят, что не любящий этот цвет человек хочет убедить окружающих в том, что ему все по силам, в действительности же он — неуверен и замкнут; безразличие к синему — следствие легкомыслия, скрытого маской обходительности. По Г. Гегелю, синий цвет соответствует кротости, уму, душевному покою и сентиментальности.

Как показывают психологические тесты, синий и голубой цвета имеют исключительную, приоритетную популярность у женщин. Философ П. А. Флоренский пишет, что голубизна, как известно, символизирует воздух, небо, и отсюда — присутствие Божества в мире через его творчество, через его силы. Это символ духовной чистоты и целомудрия, символ того, что противоположно блудодействию и отделению от Бога, символ возвышения сердца над земными вещами. Поэтому с глубокой древности этот цвет связывали с высшими божествами. В Индостане Вишну родился из голубизны, и когда он изображается творящим мир, то рисуется с телом небесно-голубым. В Египте верховное божество творца Вселенной Кнефа писали, как и бога Амона, небесным цветом. С этим цветом древние греки (римляне) связывали атрибутику Зевса (Юпитера) — отца богов и людей. В Китае небо — верховное божество, в христианской символике лазоревый свод — это мантия, которой божество покрывает и укутывает землю. Вечная истина, воплотившаяся на Земле, тоже символизируется лазурью; это — символ божественной вечности, человеческого бессмертия и, вследствие этого, синий цвет стал цветом печали, телесной смерти и траура. С высшими божествами связывали его и многие другие народы-язычники.

Для романтиков — это цвет мечты и тоски по неземному идеалу, но в Древнем Египте и других странах Востока долгое время считался (и, как ни странно совпадение, у некоторых народов Южной Америки) цветом траурным, а у древних славян — символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

Большое значение имеет сочетание цветов. Так, некоторые биоэнергетики и психологи считают, что сине-зеленое сочетание вызывает чувство комфорта, оно может иногда предупредить эпилептический припадок, сочетание синего и фиолетового отрицательно — оно может вызвать приступы тошноты и мигрени.

Предпочитающим теплые тона — красные (рубин, альмандин, пироп, красная яшма, рубеллит), желтые (гиацинт, кварц), оранжевые (янтарь, падпараджа) — свойственны темперамент, властность и сила. Этот цвет ассоциируется с солнцем, огнем домашнего очага. Медициной установлено, что длительное созерцание красно-оранжевого цвета повышает артериальное давление, красное — приводит также и к учащению пульса.

Красный цвет горячий и энергичный, кричащий, мужественный и экспансивный. Но он также противоречив — символизирует активность творчества, стремление к новому и самопроявлению, радость, красоту и полноту жизни. Его чаще всего любят волевые и подвижные, общительные, вспыльчивые и властные люди. Это — страстные и прирожденные лидеры, любящие жизнь и умеющие добиваться осуществления своих желаний, если их не захлестнут излишние эмоции и амбиции. Они редко страдают угрызениями совести, им свойственна независимость и большая ответственность за порученное дело, они нетерпеливы, не умеют правильно соизмерять свои силы и возможности, не терпят чужого руководства и опеки, не любят критики со стороны, но достаточно самокритичны и умны, обладают хорошими организаторскими способностями.

По католической церковной символике красный — цвет человеческой крови, олицетворяет любовь, боль, страдание, могущество и справедливость (может быть, поэтому у святой инквизиции средневековья было красное знамя?). Но это и цвет ада, по ряду представлений, противоположен цвету голубому, небесному, в древней Индии он символизировал смерть. С другой стороны, этот цвет символизирует вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью (вспомните фразу «как красная тряпка») и плотскими желаниями (дом под «красным фонарем. Не случайно у многих первобытных племен Африки, Америки, Австралии, выходящих на «тропу войны», основная боевая раскраска — красная охра. Древние воины (например, спартанцы) во время войны носили красную боевую одежду. Полотна кумача — символ революции.

В Индии красный цвет — источник света и тепла, у древних египтян это символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта, в Китае — он отождествлялся с цветом лета и огня, это символ птицы Феникс, постоянно воскресающей из пепла. В Японии, где очень развит культ Солнца и солнечной магии, — цвет Солнца, приносящий урожай, благоденствие и благополучие, предохраняющий от злых сил, бед, болезней и несчастий. У персов, скифов и других народов, исповедовавших зороастризм, красный цвет не только символ плодородия, огня и крови, но и цвет воинского сословия.

Люди с древности проявляли к нему особое пристрастие: во многих языках, в том числе древнерусском, слово «красный» — синоним «красивый». Это цвет доблести, силы и храбрости, крови, огня и пламени; это цвет богов, царей и жрецов, цвет мужчины — воина и спортсмена.

Красный цвет — самый активный и утомительный для глаз, повышающий работоспособность и выносливость, но сильно возбуждающий нервную систему. Это цвет внимания, опасности и осторожности (вспомните красный цвет семафора), но он утомляет. Цвет изменчив, как страсть, он особенно активизирует и возбуждает тех, для которых интимная жизнь имеет особое значение (не случайно рубин — камень страсти!), а также тех, кто закомплексован и боится потерпеть неудачу. Замечено, что люди, любящие этот цвет, склонны к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, перевозбуждению и нередко — депрессии.

Избыток этого может привести к конъюнктивиту, головной боли и неврозу, а также к снижению внимательности, сосредоточенности. Он противопоказан очень тучным людям и легко раздражительным и желчным. Все хорошо в меру! Не случайно лекарственные препараты для сердечников в красный цвет фармакологами не окрашиваются: было замечено, что страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями этого цвета инстинктивно побаиваются.

Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желудка, желез внутренней секреции и кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, устраняет застойные явления в организме, лечит заболевания кожи, корь, скарлатину, ветрянку, рожу; оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм. Экстрасенсы уверяют, что они видят энергетическое излучение человека и по дефициту определенного цвета судят о неполадках в тех или иных его органах (так, например, недостаток красного энергетического излучения свидетельствует о нарушении работы пищеварительной и половой систем) и рекомендуют при соответствующих заболеваниях «подпитываться» красной энергией — смотреть на все красное, носить одежду этих оттенков и т.д. У тех, кого этот цвет раздражает, часто наблюдается комплекс неполноценности, склонность к уединению, боязнь ссор и различных конфликтов.

Оранжевый — цвет возбуждающий и жизнерадостный, жаркий и пламенный, бодрый, веселый и шумный. Его любят страстные мечтатели и люди с сильной интуицией. Этот солнечный цвет омолаживающий, раскрепощающий, психологически способствует более терпимому отношению друг к другу, укрепляет волю, помогает продвигаться по пути духовности; считается, что в нашей ауре оранжевый цвет свидетельствует о силе интеллекта. У ряда биоэнергетиков, психологов и цветотерапевтов существует мнение, что он восстанавливает нервную и мышечную ткань, способен подержать сексуальность, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории, активизирует деятельность желез внутренней секреции, регулирует обменные процессы в организме, способствует укреплению легочной ткани, лечит болезни мочеполовой системы, улучшает кровообращение и цвет кожи, эффективен при заболеваниях селезенки. Переизбыток оранжевого вызывает перегрев организма. Этот цвет символизирует развитие, направленность на успех. Он самый кричащий, недаром спасательные жилеты альпинистов, спецовки дорожных рабочих, надувные спасательные жилеты моряков и летчиков имеют именно такой броский цвет. Но в отличие от красного к нему так быстро не привыкаешь.

Фиолетовый — цвет мистический и сокровенный, цвет церковников и художников, символизирует таинственное, иррациональное; по церковной символике выражает молчание или созерцание. В комнате с фиолетовыми обоями не хочется вести пустые разговоры. Как можно наблюдать, и возле музейных экспонатов чароита сразу же стихает разговор посетителей музея.

По древнеиндийским представлениям, фиолетовый цвет связан с высшей сферой духовного мира, интеллектуальными способностями человека, его возможностями мыслить философскими категориями. Считается, что молитва вызывает голубое и фиолетовое пламя. Поэтому издавна это цвет философов и поэтов, цвет познания бытия, якобы связывающий нас непосредственно с космическими энергиями и высшими духовными существами. Он дает избранным познание вечных проблем жизни и смерти, добра и зла, смысла человеческой жизни. Излучаемая им положительная энергия помогает обращать души людей, и в частности грешников, к Всевышнему. Не случайно римская католическая церковь, считая, что фиолетовый цвет по отрешенности от мирского близок к черному, заменила одежду князей католической церкви на фиолетовую, дабы производить большее впечатление на прихожан, не отпугивая их цветом траурно-черным. Их примеру последовали в свое время французские короли, чтобы выглядеть величественнее и духовнее. Поэтому нередко фиолетовый цвет называют королевским.

Это любимый цвет беременных женщин и особенно детей, верящих в мир волшебства, цвет гармонично развитых людей с высокой эмоциональностью, духовностью и деликатностью. Он навевает мечты и фантазии, но не нравится тем, кто любит жить только сегодняшним днем.

Любители фиолетового цвета — люди неординарные, они стремятся к свободе и независимости, любят интеллектуальное и духовное общение, испытывают тягу ко всему таинственному и необъяснимому, не боятся опасностей. Чаще всего они обладают высоким интеллектом, но слабы физически и подвержены заболеваниям щитовидной железы, им свойственны вегетативная дистония и неврозы.

По мнению индейцев, этот цвет снимает умственную усталость и напряжение. Цветотерапевты считают, что фиолетовый в лечебном плане — цвет сознательной энергии, успокаивает нервы, хорош при психических и нервных нарушениях и расстройствах, невралгии, ревматизме, сотрясении мозга, болезнях почек, мочевого и желчного пузыря. Он оказывается эффективен при различных воспалениях и простудных заболеваниях, бессоннице, повышает работоспособность, благотворительно действует на сосудистую систему и печень, успокаивает страдающих от рака больных. Однако длительное созерцание фиолетового цвета вызывает состояние тоски и депрессии. Он незнаком православной иконе. В откровениях центрально-азиатских мистиков, этот цвет символизирует высшее божественное сияние, которое еще может различать духовные очи человека, затем — чернота, но лишь для наших несовершенных чувств.

Пурпурный цвет — символ королевского и епископского сана, по индийской философии — символ торжества и величия.

Золото, по церковно-католической символике предназначен для небесной славы. По легендам, цвет золота — это застывший солнечный свет.

Розовый — цвет жизни, символ нежности и симпатии, утверждает необходимость доброты и большой утонченной любви людей сентиментальных (не случайно рубеллит — камень страстной возвышенной любви и людей творческих). У прагматиков этот цвет вызывает раздражение. Медициной показано, что ярко-розовый цвет действует расслабляюще на нервную систему человека, как транквилизатор, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и повышает настроение, но выражает инфантильность и мягкость. Так, в психиатрических больницах Калифорнии (США) буйствующих запирают в розовую камеру, они в ней быстрее успокаиваются и засыпают. Любители этого цвета часто расслаблены, нежны, мечтают о возвышенной любви, нередко живут в мире грез (недаром говорят: «видеть мир через розовые очки»), они предпочитают домашний уют и комфорт, не умеют правильно оценивать свои силы, быстро успокаиваются после жизненных потрясений и, как правило, доживают до глубокой старости. Этот цвет оказывает успокаивающее действие на детей, страдающих психическими нарушениями и расстройствами.

Желтый — цвет осени, зрелых колосьев и увядающей листвы, побуждает к чтению и медитации, размышлению, обдуманному и осмотрительному поведению, символ откровения любви. Он производит теплое и приятное впечатление, как бы испускает цвет. Его любят спокойные, непринужденные и интеллектуальные люди, общительные, смелые и любознательные, а также способные легко приспосабливаться к любым условиям (как желтый одуванчик) и получать удовольствие от возможности понравиться кому-нибудь или просто привлечь к себе внимание. Не любят этот цвет люди замкнутые, с которыми трудно завязать знакомство, и пессимисты — он их беспокоит, возбуждает воображение и действует подавляюще на психику, а также те, кто верит в приметы, что желтый цвет несчастливый, цвет ревности и измены. В классической живописи Иуда одет в желтые одежды — символ измены и продажности. У некоторых народов Азии желтый является цветом потустороннего мира, траура и смерти, скорби и печали, болезни.

Любители желтого цвета — часто люди творчества, сильной воли и духа, умеющие концентрировать свои силу, волю и способности, умеющие много и плодотворно трудиться даже на однообразной и монотонной работе. Это люди открытые, умные и чувствительные, но нередко надменные в душе. Они предпочитают оседлость, способны на большую любовь и всепрощение, но измен не прощают; они выносливы и терпеливы, настойчивы и щедры, пользуются признанием окружающих, не любят споров и дискуссий.

Он укрепляет нервную систему, увеличивает выделение желудочного сока, улучшает зрение, пищеварение, работу печени, повышает аппетит, исцеляюще действует при кишечных расстройствах и бессоннице, активизирует логические способности ума, обеспечивает самоконтроль. Он ускоряет лечение кожных заболеваний, разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм. В современной фармакологии препараты против астении обычно желтого либо оранжевого цвета. Это золотой, божественный цвет, возбуждающий и оживляющий, теплый и веселый, бодрый, кокетливый и дерзкий. Это символ счастья и застывшего солнечного света. По принятой у католиков церковной символике цветов желтый означает испытание страданием и завистью.

Желтый цвет у монголов — символ ламаизма, разновидности буддизма, и по старинным традициям символизирует любовь и радость. В Древнем Китае этот цвет считался цветом Земли, а так как император считал себя владыкой Вселенной, то и императорским цветом был желтый: почти все предметы, которые его окружали были желтого цвета. Никто, кроме него и членов его семьи, не имел права носить одежду желтого цвета. В турецких же сказках говорится, что желтые камни впитывают в себя человеческое горе и, переполнившись им, трескаются.

Коричневый цвет — символ тревоги, зависти, неудовлетворенности; он понижает мускульный тонус и навевает пессимистические мысли. Из практики психотерапевтов подмечено, что этому цвету отдают предпочтение люди подавленные, находящиеся на грани нервного срыва. Это цвет униформы штурмовиков Рэма в Германии в 30-х годах. Это цвет внутреннего конфликта, бессилия, загнанной внутрь агрессивности. Есть и другая точка зрения, что его предпочитают те, кто твердо и уверенно встал на ноги; эти люди ценят семью, традиции. Они характеризуются уравновешенностью и обстоятельностью, предпочитают одиночество и тишину, часто внешне суровы и бережливы. Считается, что те, кому этот цвет неприятен, скрытны и самолюбивы, эгоистичны и неоткровенны — с чем трудно согласиться. Американскими психологами замечено, что почтенные супруги и отцы семейств лучше всего себя чувствуют за рулем автомашины, окрашенной в коричневый цвет.

Салатный — это, говорят, цвет циников и мизантропов. Нравится он людям властным, стремящимся навязать другим свою волю, людям, не способным к активным действиям, боящимся попасть в затруднительное положение.

Серый — цвет пассивности и конформизма, смирения и скромности. Есть мнение, что это любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, самолюбивых, тугодумов и тех, кто боится слишком громко заявить о себе. Любителям темно-серого цвета свойственны логика мышления, любовь к науке, медицине и технике, способность решать сложные проблемы; они любят порядок на работе, в быту и в мыслях. В сексуальной жизни они умеют достигать полного раскрепощения, умеют быстро справляться с чувством разочарования. Любители светло-серого цвета умны, рассудительны и неугомонны, стараются избегать трудностей, не усложняя себе жизнь; они коммуникабельны и впечатлительны, интеллигентны и умеют сохранять чувство меры.

Белый — цвет добра, удачи, исцеления и очищения, по принятой у католиков церковной символике, это цвет божественной мудрости, высокой духовности, знаменует собой безупречность и святость, чистоту и совершенство, невинность и неоскверненность, радость и добродетель. Это цвет мечты и мира, веры и скуки. Он ассоциируется с дневным светом, Луной и с небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в материнском молоке, яйцах птиц. Еще с античности этот цвет связан со стремлением к духовной простоте и с отрешенностью от мирского; он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. Все ангелы, святые и праведники всегда изображаются в белом. У многих древних народов белая одежда была у жрецов и даже царей и правителей, является символом праздничности, торжественности и величия. Но этот цвет тоже противоречив — он одновременно передает и блеск света и холод льда и снега, нейтрализует, объединяет все цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью и смертью (например, выражение «белый саван»). В лечебном плане он дает силу и энергию, выравнивает настроение, оказывает положительное действие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговой ткани, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. Любители белого цвета мечтательны, легко впадают в экстаз, у них высоко развито воображение, религиозность и вера; они предпочитают покой и мир.

Прозрачность по церковной символике — беспорочная чистота, ясность. Не случайно, прозрачный горный хрусталь — символ целомудрия.

Черный цвет в противоположность белому — выражение максимализма критики и суда, цвет несчастья и горя, неуверенности, мрачного восприятия и даже отрицания жизни. По средневековым канонам, олицетворял мудрость и печаль: не зря монахи носили черные одеяния. Ныне по католической церковной символике, это символ глубокого траура и скорби, смерти и покоя. Его любят очень недовольные собой люди, несчастливые и находящиеся в глубокой депрессии — те, кто воспринимает жизнь в темных тонах, будучи уверены, что их идеалы в этой жизни недостижимы, а цвет только усиливает подавленность. Так, было замечено, что наибольшее количество самоубийств случалось на одном из лондонских мостов, традиционно окрашиваемого в черный цвет. Когда мост перекрасили в зеленый, число самоубийц, решивших здесь свести счеты с жизнью, резко сократилось. Не случайно, почти у всех народов и времен говорится о черной ненависти, злобе, магии, зависти, неблагодарности и т. д. По большинству народных примет он ассоциировался с темной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В черное одеты все зловещие сказочные персонажи, появление которых связано с потусторонним миром. Но у многих народов существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью: любовная страсть покрыта темнотой и тайной, таким образом, черное может символизировать нечто сокровенное, запретное и страстно желанное. В православной же эстетике, черный означает отсутствие цвета вообще.

Любители черного цвета не всегда правильно оценивают реальную ситуацию, они всегда готовы к борьбе; сексуальная сфера играет в их жизни ведущую роль. Но есть немало людей, которые обожают черные камни (кровавик, гагат, обсидиан, морион.