Слуховые и зрительные диктанты для поэтапного увеличения объема запоминаемого материала

Слуховые и зрительные диктанты для поэтапного увеличения объема запоминаемого материалаСлуховые и зрительные диктанты для поэтапного увеличения объема запоминаемого материала.

Автор книги — Лайло В.В. Для учителей 2—3 классов начальной школы.

К каждой теме даны наборы сначала зрительных диктантов, потом — слуховых. На уроке следует использовать по одному комплекту того и другого. Например, на первый урок по теме «Повторение изученного в первом классе» учитель отбирает наборы слов и предложений под номером 1 как из зрительных, так и из слуховых диктантов; на второй урок — наборы под номером 2 и т. д.

Тема. Повторение пройденного в первом классе.

У сосны была нора лисицы. Маленькая Светлана нашла красивый гриб.

Раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле сова свила гнездо.

В сентябре начался учебный год. Летом мы ходили на речку Веснянку.

Математика и чтение — учебные предметы. В портфеле лежат дневник, карандаши.

С ранцем на плечах шел Сергей. Старушка несла ведро с водой. Мальчик помог ей донести груз.

Василий рисовал цветными мелками. Ствол у сосны коричневый. Песок на пляже желтый.

1)Стоял кувшин с желтыми кувшинками. 2)Антон Чайкин — городской житель.

Тема. Разделительный мягкий знак.

Счастье. Медвежьи следы.

Новоселье в семье. Воробьи и соловьи.

Сучья и деревья. Пьет, шьет, вьюга.

Воробьи чирикают. Всюду веселье.

Раздолье везде. Попрыгунья.

Дарил с радостью. Ненастье.

Висят на деревьях. Оленьи рога.

Компьютер. Нашел за кроватью. Заячье чутье.

Илья и Петя — друзья. Мальчики вместе играют у ручья.

В семье Васильевых — новоселье. Теперь у них большая квартира. Из окна видны Воробьевы горы.

Орел вьет гнездо из сучьев. Жилье пеночки на ветвях березы.

У воробьев маленькие крылья и перья. Живут они возле жилья людей. Всюду слышно их чириканье.

У ручья раздолье и веселье. Сюда с радостью спешит детвора. Кораблики братьев Соловьевых готовы к спуску.

1) Ненастье — это плохая погода. 2) Муравьи бегут по тропинке.

На снегу лисьи и волчьи следы. На деревьях висят хлопья снега.

дед Илья взял ружье. В лесу он нашел заячьи следы.

Тема. Двойные согласные.

Грамм, килограмм. Грамматика. Орфограмма.

Суффикс — часть слова. Сумма чисел.

Аллея из осин. Анна, Алла, Кирилл. Грипп — болезнь.

Телеграмма, телеграф. Миллиметр.

Ссора в субботу. Четыре класса. Группа матросов.

Рассказ про юннатов. Единственное число. Множественное число.

1) Жужжат над цветами насекомые. 2) Начался весенний сев пшеницы.

1) Наш родной язык — русский. 2) Ребята готовили к утреннику концерт.

1) Анна и Алла шли по аллее. 2) Кирилл тяжело болел гриппом.

1) В субботу пришла срочная телеграмма. 2) Длина отрезка — шесть миллиметров.

1) Класс разделился на четыре группы. 2) Однажды Анна и Кирилл поссорились.

1) Николай Носов написал смешные рассказы. 2) Алла — единственная дочка в семье.

Тема. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

Животные в космосе. Человек. Сначала, потом.

Зачем нужно солнце? Спасибо.

Каменный берег. Петербург.

Рябина. Горит на солнце. Картофель.

Сидит спокойно. Готовят концерт.

Чудесная яблоня. Некоторые жители.

Растут на газоне. Термометр.

доктор Айболит. Черный диван.

Ремень из кожи. Внеклассное чтение.

Сначала в космосе побывала собака Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.

Зачем собак посылали в космос? Животные летали туда на разведку. Спасибо за службу, друзья.

Как красив Петербург! На берегу какой реки стоит город? Над Невой висят большие мосты.

Гроздья рябины радуют глаз. Они словно горят на солнце. Листья этого дерева очень полезны. Они спасают картофель от порчи.

Котенок Пушок сидел на крыльце. Собака Булька зарычала на него. Степан и Антон прогнали злодейку.

Весной яблоня цветет душистыми цветами. Летом поспевают ее чудесные плоды. Зимой деревце стоит в снегу.

В парке растут березы, осины. Малыши гуляют по прямым дорожкам.

Доктор Айболит любил зверей. У него жили белочки, ворона. На диване поселился колючий еж.

У собачки Нюши торчат уши. Она у дверей лежит, дом сторожит.

Тема. Состав слова.

Пилот самолета. Корень растения.

Наступил октябрь. Вездеход на севере.

Приставка — часть слова. Пластилин. Телевизор.

Секреты природы. Сочинение. Вертолет.

Квадратный ранец. Прямоугольная дверь. Пожалуйста.

Самостоятельная работа. Изложение. Луноход.

Новичок. Привет, Мойдодыр! Физкультура.

Медвежонок. Жирафенок.

Природа в ноябре. Здесь пауки и тараканы.

Мастер, фломастер. Малиновый кисель.

Произведение чисел. Орфография.

Верблюд. Верблюжонок.

Конверт. Разность. Ящик, пряник, ластик.

Низко над городом летит самолет. Пилот спокойно ведет машину.

Наступил второй месяц осени. В октябре везде грязь, лужи.

1) Косте купили игровую приставку к телевизору. 2) Олечка смотрела мультфильм про Дюймовочку.

1) Игорь писал сочинение о природе. 2) На пароход погрузили большой груз.

1) Борис чертил прямоугольник и квадрат. 2) Пожалуйста, повесь пальто в шкаф.

1) В природе начался сильный листопад. 2) Артем самостоятельно написал изложение.

1) Вчера в классе появился новичок. 2) Шлют привет из сада соловьи.

1) Маленький тигренок похож на кошку. 2) В феврале у медведицы родился медвежонок.

1) Здесь росли синенькие цветочки — василъки. 2) В ноябре строители закончили работу.

Дедушка мастерил дудочку для внучки. Бабушка варила малиновый кисель.

1) Хорошенький утенок шагал по тропинке. 2) Людочка взяла красненький фломастер.

1) Верблюжонок стоял на тоненьких ножка. 2) Ласточки летают низко перед дождем.

Володя опустил конверт в голубенький ящик. Теперь письмо поедет в Петербург поездом.

Тема. Парные звонкие и глухие согласные.

Фуражка на голове. Находка на дорожке.

Овчарка на поводке. Запряг лошадку.

Флажки на беседке. Сережки у березки.

Ромашка из бумажки. Царевна-лягушка. Овраг — враг полей.

Легкая крошка. Мягкая игрушка.

Варежки для Белоснежки. Легкая, мягкая шубка.

Кувшин и кружка. Покрышка.

Легкие скорлупки. Сладкие орешки.

Кофта и повязка. На локтях заплатки.

Голубки Семена редиски.

Автор сказки. Робкая девчушка.

Узкая веревка. Корзина со стружками.

Лесная сторожка. Воробушки растут.

Царапнул ладошку. Желтая коляска.

Горошки на лепешке. Макушка избушки.

Черная палатка. Мягкие пирожки.

Матрешка в сапожках. Кружка и фляжка. Блюдце и чашка.

У беседки свернулся клубком еж. Алеша положил его в фуражку. Дома все смотрели на чудесную находку.

Замело снежком дорожки и тропинки. Братья Рыбкины играли в снежки. Глеб Зубков запряг в салазки овчарку.

1) Узкая дорожка ведет к сторожке. 2) Верба нарядилась в белые сережки. 3) Стоит избушка на курьих ножка.

1) Далеко в овражке квакали лягушки. 2) Ромашки сбросили свои белые рубашки. 3) Медведь редко нападает на человека.

Летит легкий пушистый снег. У крыльца мягкий сугроб. Братья Голубкины побежали на пруд.

Олег надел шубку, шапку, варежки. Савки стрелой летят в сугроб.

В кувшине стоят веточки деревьев. На ветке березки показались листочки. На ветке ольхи висят сережки.

На сосне белочка грызет орешки. Скорлупки летят вниз на площадку.

Дашенька нарядила куклу в платье и кофту. Она повезла ее в коляске. Малышка зашла в беседку. Девочка положила в кормушку крошки для птиц.

Птички ловко клевали крошки и семена. Синичка прилетела на обед с подружками.

дети вошли в сторожку и отряхнули снег. Здесь жил лесник с внуком Антошкой.

1) Дачники измеряли огород веревкой. 2) Корзину с овощами вынесли в погреб.

1) Лягушка — отличный охотник за гусеницами. 2) Решили увеличить площадь под бобовые растения.

1) Мягкие лапки, на лапках — царапки. 2) На грядках низко растет редиска. 3) Он появился из скорлупки в белой шубке.

1) Выгляни в окошко, дам тебе горошку. 2) Ушки на макушке, а шубка тепленькая. 3) Лежит на грядке, гладкий да сладкий.

1) Глобус стоит на черной ножке. Он похож на гладкую голову. 2) Испекли мягкий хлеб и сладкие пирожки.

1) Надели котенку на ножки легкие сапожки. 2) Ребятишки робко встали на лед. 3) Малыш глотал из кружки жидкую кашку.

Тема. Безударные гласные.

Четыре одуванчика. Шесть ромашек.

Охота на крокодилов. У синицы птенцы.

Сарай для скота. Забота о щенке.

Семечко лимона. Запах от тополя.

Далекая планета. Пастбище в долине.

Парад самолетов. Пилот сидит у руля.

Жаворонок в апреле. Дошел до середины.

Рисовал рябину. Легкий портфель.

Охотник и пантера. Торопился на охоту. Знакомая опушка.

Иволга — певчая птица. Корзина для щенков.

Слабенький ягненок. Тяжелая ладонь.

Великий поэт. Оленье чутье.

В минуте 60 секунд. Природа в сентябре.

Незнакомый предмет. Колобок на скейте.

Отличный рисунок. Серьезный художник.

Лепестки лилии. Длинный коридор.

Черный квадрат. Медвежья берлога.

Каникулы в январе. Московская карамель. Конфетная фабрика.

Мясные котлеты. Ананасовый пирог. Спасибо за угощение.

Щегол, снегирь. Апельсиновые конфеты.

Ящерица меняет хвост. Клевали из пакета.

Тревожный взгляд. Тысяча жильцов.

Узкая тропинка ведет через поле. В рядах ржи синеют васильки. В лугах растут ромашки и одуванчики.

Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Однажды мать улетела на охоту. Один птенчик выпал из гнезда. (Дается задание продолжить рассказ.

Ребята вынесли угощение для птиц. С крыши сарая слетела стайка воробьев. Мать похвалила детей за заботу о птицах.

Между стволами сосны рос тополек. Ветер завес туда семечко от тополя. Лесник умело пересадил деревце.

На широкой долине паслась коза с козлятами. Далеко внизу синела вода. Сюда доносилась далекая песня жаворонка.

По воде ручья плыл парад листочков. На одном сидела крошечная птичка. Пташка напоминала капитана корабля.

Виктор нашел в поле гнездышко. Там лежали мягкие стебельки и травка. Это жаворонок вьет гнездо во ржи.

Стайка крикливых воробьев слетела с рябины. В небе появился большой косяк журавлей. Птицы резко махали крыльями.

Охотник стоял на опушке леса. По снежку катился белый комок. Это торопливо убегал молоденький заяц.

Дом у иволги высоко над землей. Птичка подвесила корзиночку к стволу березы. Она сплела гнёздо из волосков и шерстинок. (По В. Бианки.

Ягненок выбегал из стада и искал Сережу. Мальчик кормил малыша травой с ладони.

К сторожке подбежали лесные великаны. Ветвистые рога украшали головы оленей. Из ноздрей животных выходил пар.

В овражке бежит торопливый ручеек. Я пью бодрящую родниковую водицу. Через несколько минут мои силы окрепли.

Собака Динка выследила круглый предмет. Шарик катился как колобок. Потом из колючек показалась мордочка. Еж встал на задние лапки и осмотрелся.

Чарушин — известный писатель и художник. Он отлично знал повадки животных. Евгений Иванович изучал родную природу. Он приносил домой редкие растения и зверьков.

Глазастые лилии раскрыли свои лепестки. По воде протянулся коридор из кувшинок. Берега реки желтели от цветов.

Этот медведь живет в горах. Он весь черный, а на груди белый квадрат. Берлогой служит медведю дупло дерева.

Каникулы Кирилл проведет у тети Анны. Анна Васильевна работает на конфетной фабрике.

Настя сама сварила гороховый суд. Она пожарила котлеты, испекла сладкий пирог. Спасибо дочке за вкусный обед.

Зимой щеглы и синицы голодают. Осенью друзья сделали для них кормушки.

Снегири летят к рябине клевать ягоды. Они сидят на дереве часами. У них черная головка и красная грудка.

Коровы стояли в холодке и молчали. Доярки доили коров. В тени берез блестели большие бидоны. Сюда приносили тяжелые подойники с молоком. Петя Дроздов замерял молоко.

Тема. Непроизносимые согласные.

Праздник. Счастливый.

Здравствуй. Ненаствая погода.

Лестница. Интересный случай.

Прекрасный ребенок. Прелесткый человек.

Несчастный. Окрестность.

Известный писатель. Сахарный тростник.

Чудесная местность. Пастбище.

1) Детство — счастливая и радостная пора. 2) Красная площадь — сердце нашей Москвы.

1) Счастливым и красивым делает человека работа. 2) Охотник поймал в тростнике журавля с больной ногой.

Осенью в Петербурге стоят ненастные дни. С утра до позднего вечера льет дождь.

1) Лестница-чудесница бежит сама собой. 2) Интересно провел праздничный день Андрюша Сорокин. 3) Над рекой Невой висят прекрасные мосты.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А. Пушкин.) 2) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин.

Радостная весть облетела весь земной шар. В звездную даль полетел космический корабль. Посланцем нашей страны стал Юрий Гагарин. Теперь его имя известно всему миру.

Интересно смотреть в цирке на выступления животных. Медведь Пулька ловко ползет по лестнице. Лошадки катают в повозке счастливых малышей.

Тема. Написание гласных и согласных в приставках.

Пошел в театр. Засиять от счастья.

Повелел отдать. Нарисовал диван.

Надколол скорлупу. Прокатился на скейте.

Доросли до потолка. Перемешали открытки.

Сбросить панцирь. Впустить в пещеру.

Сделать, сбросить. Считать до десяти.

Отдавать команды. Просигналил фонарем. Подтащил к сараю.

В далекие времена жили на Руси потешники. На улицах они устраивали кукольный театр. Артисты вели лошадей, несли шары.

Закончилась полярная ночь. Розовая заря осветила снега и льды. На скалистом берегу показались зимовщики.

В пустыне подул резкий ветер. Он поднимал песок и переносил дальше. Такой ураган мог свалить с ног человека.

Ребятишки поймали божью коровку. Они посадили ее на ладонь, чтобы разглядеть. Букашка посидела, подождала и взлетела.

Лесные зверюшки сбегались за подарками. Елки подарили им вкусные еловые шишки. Семена зверьки съели, а скорлупки побросали. Насорили и разбежались по сторонам. Пришел лесник и догадался, кто виноват.

Отгадайте интересные загадки про животных. Кто сбросил вниз шишки с чешуйками? Кто продолбил шишку носом? Кто отгрыз чешую, а шишку оставил.

Взмахнула Василиса одной рукой — сделалось озеро. Отпила из стакана — остатки в рукав слила.

Тема. Предлоги и приставки.

Склевать семена. Постелька для птенца.

Начинать обход. Зашел за границу.

Повисел на осине. Прямоугольник в середине.

Совенок выпал из гнезда и остался без помощи. Налетели вороны и стали клевать птенца. Тут вернулись ребята и отогнали воров. Малыша вылечили, выходили и назвали Кешей. (По Ц. Клячко.

Пограничники обходили границу. Вдруг собака Рубин остановилась и обнюхала траву. В камышах затаился нарушитель границы. Его связали и отвели на заставу.

В середину класса поставили елку. Висели на ней игрушки, хлопушки, огоньки. Бусы на ветвях красиво переплелись с хвоинками.

Тема. Разделительный твердый знак.

Счастье, несчастье. Соседи в отъезде.

Варенье — объеденье. Обезьяна съест банан.

Необъятная Русь. Объявление на опушке.

Вьюга в феврале. Бьет тревогу.

Шьет костюм. Пьет лекарство.

Компьютер. Льется волшебная музыка.

Наша семья въехала в новую квартиру. В воскресенье мы устроили новоселье. Соседи поздравили нас и пожелали счастья.

Раздался резкий крик вожака обезьян. Стадо бежит к посевам сахарного тростника. Надо много съесть и захватить про запас.

Однажды поздним вечером мы подъезжали к деревне. Дорога шла в объезд, через лес. Вдруг на опушку выбежал волк. Отец свистнул — зверь исчез.

По воробьям я узнаю погоду. Если птички гладенькие, то на дворе тепло. А если прилетят взъерошенные — к морозу.

Поганка отличается от съедобных грибов по виду. Ножка ее будто вылезает из горлышка горшочка. На шляпке висят мохнатые обрывки.

Школа объявила субботу праздником деревьев. Ребята собрались у подъезда школы пораньше. Учитель объяснил порядок работы на день.

Тема. Имя существительное.

Вертолет, самолет. Вездеход, пароход.

Телефон, телевизор. Доктор. Жаворонок.

Моя Родина. Любимая Россия. Северное Чертаново.

Фамилия. Отец, отчество.

Насекомое. Стрекоза Барсук.

Черепаха. Мороженое.

Птицы, птенцы. Носорог.

Лететь в вертолете. У черепахи панцирь.

Кормушка на балконе. У скворца птенчик.

Послать телеграмму. Передача по телевизору.

Чертеж. Молодежь.

Калач, шалаш. Полночь, скрипач.

Помощь товарищу. Папин помощник.

Мамина помощница. Сварила борщ.

Цирк, циркуль. Цифра, циферблат.

Птенцы у синицы. Панцирь.

Цыпочка, цыпленок. Цып-цып-цып.

Ножницы у меня. Пуговицы у тебя.

Цыган, цыганка. Стоять на цыпочках.

Белочка отвела под кладовую гнездо на дереве. Там у нее лежат лесные орешки и шишки. На сучках сосны белка сушит грибки. (По В. Бианки.

Денис и Настя смотрели по телевизору сказку. Отец говорил по телефону с дядей Володей.

В Москве много красивых улиц и площадей. Я родился и живу в Северном Чертаново.

Олег Кузнецов учится во втором классе. Его отец, Василий Иванович, работает на заводе.

Капустница — это красивая белая бабочка. Но эта красавица — большой вредитель урожая. Она кладет на листы капусты маленькие яички. Из яиц выведутся опасные насекомые — гусеницы.

Мороз сковал пруд крепким льдом. Утром детишки катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке.

В морозные дни наши пернатые друзья голодают. Птицы жадно клюют крошки в кормушке.

Черепахи бывают наземные и водяные. Интересно то, что эти животные растут всю жизнь. Живут они долго, а панцирь не меняют.

На березе дятел устроил чудесную мастерскую. Шишку он держит между деревом и грудью.

Илья получил в день рождения поздравительную телеграмму. Бабушка желала ему здоровья, добра и успехов.

1) Последний луч солнца осветил верхушки берез. 2) Крик филина похож на плач ребенка.

Была полночь, и вокруг стояла тишь. Сторож спешил на работу в гараж.

1) Вечером Максим сделал чертеж парусной лодки. 2) Сестра подарила Антону большой мяч и обруч.

У мамы хорошая помощница — дочка Людочка. Мама пекла калач, а дочь варила борщ.

1) В зале цирка всегда смех и веселье. 2) Малыш и Карлсон на цыпочках пробрались в комнату.

1) Встал на цыпочки, вспотел, ножницы достать хотел. 2) Робкий цыпленок часто приходил сюда клевать овес.

Цыплята нашли в саду белый пушистый шарик. Очень они хотели поиграть с этим чудом. Но подул ветерок, и шарик разлетелся.

Клоун бросал и ловил шары и тарелки. Молодцы из цирка надели на цыпленка панцирь.

Много вредных насекомых развелось на капустных листьях. Птицы поклевали гусениц и спасли урожай.

Тема. Имя прилагательное.

Пасмурная весна. Ранняя капель.

Опрятный человек. Неряшливый вид.

Надежный товарищ. Знакомый почерк.

Красивый поступок. Далекая планета. Чудесное кино.

Родной поселок. Прекрасный котенок. Весенний ливень.

Утренняя зарядка. Прилежная ученица.

Опасное занятие. Осеннее облако.

Свежее молоко. Пахучая гвоздика.

Ужасная метель. Последнее желание.

Горячие деньки. Напрасные хлопоты.

Неуклюжие медвежата. Смолистые почки.

Удивительный художник. Тяжелая болезнь.

Желтый фломастер. Черный прямоугольник.

Интересная математика. Загадочная бабочка.

В Саратове уже давно стоит пасмурная погода. Снег потемнел, и с крыш льет звонкая капель. (Найдите имена прилагательные и имена существительные, от которых они зависят. Докажите их «дружбу» вопросом от имени существительного. Какие еще имена прилагательные подошли бы для описания признаков погоды, капели.

Моя маленькая сестра очень опрятная девочка. Всегда в порядке ее красивые пушистые волосы. (К именам прилагательным маленькая, опрятная подберите противоположные признаки. Подберите как можно больше признаков к имени существительному волосы.

Сибирь — зеленая тайга без конца и края. Кедр — самое красивое таежное дерево. Кедровый лес богат орехами. Тайга дает человеку ягоды, ценные растения. (Определите род имен прилагательных.

1)Алый сахарный арбуз замечательный на вкус! 2) Бульдозер — это большой могучий трактор. 3) Прелестный щенок растет у Козлова Сережи. (Докажите, что эти предложения не являются текстом.

Всем полезны утренняя зарядка и прохладный душ. Легкие упражнения настраивают на рабочий лад. (Докажите правильность написания окончаний имен прилагательных. Назовите другие имена существительные, с которыми «дружат» имена прилагательные утренняя, прохладный, легкие, рабочий.

1) Полынь — горькое растение, но полезное лекарство. 2) Корова Зорька любит душистое сено.

Задремала на полянке старая, чуткая лосиха. У ее ног резвился слабенький лосенок. В кустах затаился хищный зверь. (Продолжите рассказ так, чтобы у него был хороший конец.

Холодный февраль — последний зимний месяц. В ясный день бывает яркое синее небо. (Продолжите описание погоды в феврале. Выделите окончания имен прилагательных, объясните их написание.

Весной первые птицы в наших краях — грачи. Вот почему грачата — самые ранние птицы.

Задрожал воздух, и налетел сильный ветер. Маленькое облачко закрыло солнце. Первые крупные капли застучали по дороге. Прошел дождь, и засверкала яркая радуга. (Разберите по составу имена прилагательные.

Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пахучие смолистые почки. Выглянули из земли голубенькие подснежники. (Подчеркните те имена существительные, которые имеют признаки.

Побежал по лесу веселый торопливый ручеек. Проснулся колючий ежик и выбрался на полянку. Свежий ветерок всюду разносил весенние запахи. (Продолжите текст. Назовите как можно больше имен существительных, которые могут иметь один и тот же признак «свежий». Разрешается менять род и число имени прилагательного. Например, «свежая газета», «свежий ветер», «свежее утро», «свежие цветы.

У кенгуру большие задние ноги, мощный хвост. На животе есть сумка — глубокая складка кожи. Любопытная мордочка малыша торчит из сумки. (Выделите безударные окончания имен прилагательных, объясните их написание.

Вечером голодная лиса спешит на охоту. Мелкие зверьки — хорошая пожива для лисицы. Мягкие лапки, хитрая головка — крадется плутовка. (Подберите к именам прилагательным противоположные признаки.

Перешел дорогу. Нашел сумму чисел.

Гореть огнем. Победить врага.

Висят сосульки. Появились птенцы.

Досчитал до тысячи. Склевали пшено.

Командир готовит. Пилоты волнуются.

Травинка растет. Соловей запевал. Ландыш зацветет.

Писал упражнение. Решает задачу. Прочитает рассказ.

Слепить из пластилина. Сидеть на скамье.

Нахмурилось небо. Загремела гроза. Полил весенний дождь.

Зазеленели посевы. Остановился у порога.

Колобок покатился. Перехитрил зверей.

Солнце закатилось. Перышки потемнели.

Выполнил чертеж. Засвистело в ушах.

Пчелка не жужжит. Птенец не чирикает.

Не ‚налил на перемене. Не перебегал дорогу.

Ненавидеть войну. Малышу нездоровилось.

Невежа, недотрога. Эхо немножко помолчало. Юля переболела гриппом.

Засинели незабудки. Ласточка прощебетала.

Хлопотливые стрижи быстро и весело носились в воздухе. Родители добывали корм для своих прожорливых малышей. На лесной опушке собралась любопытная детвора. (Найдите глаголы. Определите, каким членом предложения они являются.

На осине уже давно висят пушистые сережки. Прилетели из далекой стороны наши пернатые друзья. Узкая извилистая дорожка ведет в городской парк. (Подчеркните главные члены предложения. Определите, какой частью речи выражено сказуемое.

Под березками часто растут грибкн с коричневой шапкой. Молоденький рябчик засвистел в лесу первую весеннюю песню. (Разберите глаголы по составу.

В долине поспевает ранний виноград. На тяжелых ветвях зеленеют богатые грозди. (Определите число глаголов.

Из песка ребятки сделали разные игрушки. Денис вылепил сказочный дворец с подземным ходом. (Продолжите рассказ, озаглавьте его.

Бабочка ожила, взмахнула крыльями и полетела на разведку. Вылезает из берлоги ленивый косолапый медведь. Скоро шустрые муравьи поползут по своим делам. (Определите время и число глаголов.

Могучий дуб угрюмо стоит на холме. Скоро у этого дерева наступит золотая пора. (Определите время глаголов.

Весной братья еще раз перекопали огород. Большие камни уносили далеко и бросали в овраг. (Придумайте начало и конец к этому отрывку.

Вазочка со свежим печеньем стояла на столе. Кто приготовил это вкусное угощение? Грустное лицо бабушки Анны засветилось радостью. (Определите род глаголов. Придумайте начало к этому отрывку.

За ночь ветер утих, и море успокоилось. Перелетные гости взмахнули крыльями и улетели. (Определите время и число глаголов.

Скворцы и грачи жадно клевали жирных червей. Хороший обед подарила птицам весенняя земля! (Разберите глаголы по составу.

У домов весь день галдят крикливые воробьи. Скоро ли запоют соловьи свои прекрасные песни? (Определите время глаголов.

Вода с гор потекла и весну принесла. Водяной паук терпеливо мастерит свой воздушный домик. (Измените время глаголов: в первом предложении поставьте глаголы в настоящем времени, во втором — в будущем.

Синяя бабочка не садится на белый цветок. Подснежники отошли, а ландыши еще не зацвели. (Докажите, что эти предложения нельзя назвать текстом.

Не смог петушок пропеть побудку в срок. Не появилась на траве утренняя роса. (Придумайте начало и конец к отрывку из этой сказки.

Алла писала упражнение и допустила нелепую ошибку. Она не забыла проверить работу по книге. (В первом предложении замените глаголы другими, близкими по смыслу.

1) Из какой сказки Носова пришел к нам Незнайка ? 2) Настя сделала уроки по русскому языку и математике. Она положила в портфель книжки и дневник.

На лугу зацвели нежные колокольчики и незабудки. Ласточка Прощебетала летнюю песенку для своих птенцов.

«Для красного карандаша.

Тема. Повторение изученного в первом классе. Рыбная ловля. Костя ч яйкин ж ы л в деревне д убровка. Он ходил с братом ю рой на рыбалку. На р и ке тихо. Шумят камыш ы . Ма лч ики закинули удочьки. Кос ь тя поймал щ ю ку. Юра — ерша. Хорош уло ф . Будет ры п ка и коту б арсику.

Сентябрь. Наступил сентяборь. Учиники сели за парты. Школники теперь мало гуляют. А молыши целый день наулице. На дваре пока типло. Еще цвитут гваздики.

Тема. Разделительный мягкий знак.

Осенью. Скоро октябарь. Цвиты завяли. Трова поникла. Ветир срывает листя с деревев. Все небо в тучах. Лет мелкий дошдь. Осеню сыро. Такую пагоду называют ненастем.

Весной. Летят из жарких стран птитцы. Они устраивают себе жиле. Грочи вют гнезда на деревьях. Скоро в птичих домиках будут птинцы. В рощях засвищут солови.

Тема. Виды предложений по цели высказывания.

Письмо. Дарогая мамачка! Я харошо отдыхаю. Мы живем в сасновом лису. Рядом речька найда. Кокие кросивые тут места. А как ты жевешь. Званил ли мне Сережа. Пеши мне чяще. Цылую тебя. Динис.

Тема. Состав слова.

Цветы. Сколко разных цвитов на земле! Белиньких, красненких и даже черных. Есьть розавые цветы. А любимые незабудачки — голубые, как мамины глоза.

^ Зимой. Во дваре болшая гора. У Сашиньки и Любачки санки. А Инна и Кирил — строитили. они строят крепость изснега.

Тема. Написание слов с парными согласными.

В лодке. Летом семья Дупковых жыла у моря. Олек и бульдок Рей сели в лотку. На море была лехкая ряпь. Лодка двигалас вперет. Воздух был свеш. Дул ветерог.

Художники. Денис Рыпкин и Верачка коровкина любят рисовать. Вера нарисовала избужку на курих ношках. Дение — цоревну-лягужку. Ресунки они хронят в папке.

^ В октябре. В октебре дует реский ветер. Он несет по дорошкам желтые листя. Сизый дымок вется из труп. Голупки забились под карнис дома. Воробей сидит в мяхком гнизде. Собака барбос спит в бутке.

Тема. Непроизносимые согласные.

От осени к зиме. Канец ноября — самое грусное время. В ненасную погоду хорошо седеть дома. Но вот за сияло яркое сонде. Пришол зимний день с марозом. Мы спустились по леснице клесному озеру. Озеро пакрылось прекрасткным льдом.

Скворцы. Скворцы — пирелетные птицы. В конце лета ани собираются котлету. Весило и радосно летают они над полями, содятся на береговой тросник. Позней осенью отлетают на юг.

^ Мамин праздник. В марте есть чудестный празник. Рибята готовят к этому дню падарки. Игорь норисовал прелесный цветок. Свитлава вышыла салфетку. Надя паставила в воду веточьку тополя. Постоит ветка в типле и даст лесточки. Мамачка будет счаслива.

Тема. Разделительный твердый знак.

Зинька. Под корой деревев синичка Зинька дабывала насекомых. Вот она раздолбила дырочку и сьела чирвячка. Тут вы прыгнула изснега мышка. Дражит, вся взерошилась. Она объяснила зиньке свой страх. Мышка проволилась в медвежю берлогу.

^ Экскурсия на завод. Кшколе подел автобус и повез ребят на завод. Вот он вьехал водвор. Подемный кран перевозил тежелые трубы. Крановщик обяснил ребятам, как роботает подъемный кран. Много интерестного увидели ребята на зоводе.

Тема. Написание приставок. Предлоги и приставки.

^ Морозные узоры. За ночь силно пахолодало. На стеклах поевились узоры. Кто норисовал их? На холодном стикле оседают теплые пары вады. Они зостывают. На них нолипают другие капелки. Так и вы растает чудесный ресунок.

Пчелы. Я по терял дорогу излеса. Я лег надушистый клевер. У ног паставил корзинку сгрибами. Над галовой прагудели пчелы. Я пашел за ними и выбрался на дорогу.

Тема. Мягкий знак в конце существительных.

Пожар. В полноч была силная гроза. Молния ударила в сорай. Там хронились пшенитца и рож. Вспыхнул пажар. Поспишила на помощь молодеж. Примчялись пожарные мошины. Люди победили агонь и спасли зирно.

Улов. Я и мой товарищь пашли удить рыбу. Речка быстринка ноходилась за полем. Дарога шла через рож. Скоро на удочьку попались ерш, щюка и лещь.

^ Летом в лесу. Харошоо летом за городом. Там лес и речька Под корнями старой сосны бъет ключь. Кругом тиш и прахлада. Вот билеет душыстый ландыш Лучь солнца играет в капельках расы. Втраве шуршит еш.

Тема. Повторение изученного в течение года.

Кончилась теклоя ноч. Лехкий туман весит над лесом. Утреняя роса заблестело на листве. Вышло яркая солнце и обсушило расу.

Аленка шла черес палянку. Вдруг закочалась еловол ветка. Девчюшка падняла глаза. Надереве сидело чудесная птица. Красное крыло горела, как огонь.

У артема в диревне есть конь Орлик. Однаждый животное заболела. Врачь назначил каню лечение. Орлик нехотел пить горькое ликарство. Тогда мальчик дабавил в житкость глюкозу. Конь вы здоровел.

Стоял прекрастный динек. Таял носыпала корм в птичю кормушку. Госьти срвазу прилители. Тут были синички и снигири в красных рубажках. Птици клювали семена. Патом они седели на ветках и щебетали. Они говорили тане спосибо.

(По Л. Воронковой.