Спользование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Спользование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья�?спользование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории можно выделить основные направления использования искусства в этой работе. А именно.

Психофизиологическое , связанное с коррекцией психосоматических нарушений.

Психотерапевтическое , связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу.

Психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции.

Социально-педагогическое . связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

В системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья можно выделить 2 взаимосвязанных и взаимодополняющих направления: артпедагогика и арттерапия.

Рассмотрим эти направления.

Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую), включающач в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Цель артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Основные функции артпедагогики.

культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом.

образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности.

воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.

коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии.

�? тесно связанная с ней арттерапия , которая имеет несколько значений.

рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции.

как комплекс арттерапевтических методик.

как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.

Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Поэтому можно дать определение арттерапии, основываясь связи с артпедагогикой, такое.

Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

В настоящее время арттерапия включает в себя такие виды как.

Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

�?маготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.

Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.

�?гровая терапия – метод коррекции посредством игры.

�?зотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок.

Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе.

Работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.

Существуют и другие виды арттерапии такие как – флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д. Систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.

В медицине и психологии они дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека.

Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть представлена в 3-х видах: рецептивная – пассивная, активная – активное участие ребенка, интегративная – сочетание рецептивной и активной.

Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний.

регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

В своей многолетней работе с детьми КРО я использую все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии; родители нашли контакт со школой, с пониманием относятся к школьным проблемам своих детей, постоянно контактируют с учителем.

Приведу некоторые примеры использования видов арттерапии в коррекционной работе с такими детьми.

�?зотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. �?меет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

�?маготерапия – з анятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Создание выставок действует положительно на психологическое состояние детей и родителей, подчеркивает их социальную значимость в обществе.

Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе учителя начальной школы. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Огромную роль играет и музыкотерапия . как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая; которая своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма, создаёт необходимую внешнюю и внутреннюю психологичекую обстановку у ребенка.

Кинезетерапия. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивает воображение.

Воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и др.) имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей нашей категории. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло.

Неоценимую роль оказывает и работа с родителями . при контакте с которыми педагог может очень много сделать в своей плодотворной работе по развитию, воспитанию и обучению таких детей. Ведь семья – основа всей нашей жизни, и если в семье между родителями и детьми (и учителем) будет взаимопонимание, то отличные результаты не заставят себя долго ждать.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. �? высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, �?.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М. �?Ц “Академия”, 2001. – 248с.

Зайцева �?.А. Кукушкин В.С, Ларин Г.Г. Румега Н.А, Шатохина В.�?. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. �?зд-е 2-е, перераб. �? доп. – М.:�?КЦ “МарТ”; Ростов н/Д: �?здательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. Речь, 2006. – 160 с.,илл.

Поиск по всей базе материалов.

Блог Димы Шпилера / Учебные материалы.

Оставить комментарий (facebook.

Комментировать через ВКонтакте.