Задание 1

Задание 1Корепанова Н. В. учитель биологии и химии.

Методическая тема: «Различные формы контроля и самостоятельная работа учащихся как средство активизации их деятельности.

Биология, 6 класс, программа и учебник И. Н. Пономаревой.

После изучения тем: «Микроскоп» и «Строение растительной клетки» следует проверочная работа в виде графического диктанта. Если учащийся согласен с высказыванием, то ставит ответ в виде дуги . если не согласен, то линия.

Вопросы (один вариант.

Микроскоп был изобретен в 1600 году.

Его создателем является голландец Антонни Левенгук.

Клеточный сок находится в вакуолях.

Пластиды расположены в ядре.

Цитоплазма в клетке постоянно двигается.

Растение имеет клеточное строение.

Питательные вещества в клетку попадают через пластиды.

Делению клетки предшествует деление ядра.

Хромосомы передают наследственные признаки.

Хромосомы при делении клетки остаются в одной из них.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

Тема: «Ткани растений и их виды». Учащиеся выполняют работу по составлению таблицы по параграфу.

Тема: «Семя. Внешнее и внутреннее строение семени». Лабораторная работа «Строение семени бобовых». Задания.

Рассмотрите внешний вид семени, зарисуйте, отметьте кожуру, рубчик, микропиле.

Рассмотрите внутреннее строение семени, зарисуйте, отметьте зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевую почку, семядольные листья, семядоли, кожуру.

Тема: «Значение семян». Самостоятельная работа. Задания: пользуясь своими знаниями и материалом учебника, ответьте на вопросы.

Какова роль семян в природе.

Какова роль семян в жизни человека.

После изучения тем: «Корень. Внешнее строение корня» и «Внутреннее строение корня» следует проверочная работа в виде графического диктанта. Вопросы (один вариант.

Все корни растения составляют его корневую систему.

Растения с хорошо развитым главным корнем имеют мочковатую корневую систему.

Корни, отрастающие от стебля, называют боковыми.

Корень, развивающийся из корешка зародыша, называют главным.

Корневые волоски находятся в зоне роста.

Всасывание воды с минеральными веществами происходит в зоне проведения.

Деление клеток происходит в зоне роста.

Кончик корня покрыт корневым чехликом.

Группы клеток одинакового строения и выполняющих одинаковые функции, называют тканями.

Зона деления состоит из образовательной ткани.

Тема: «Значение корней и их разнообразие». Самостоятельная работа по материалу учебника. Задание: выписать основные и специализированные функции корня.

Контрольная работа по теме: « Корень.

Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.

Растения имеют два типа корневых систем … и.

Корень растёт своей.

… представляют собой длинные выросты наружных клеток корня.

Совокупность всех корней растения образует его.

Перечислите зоны корня.

Дайте определение главного, придаточных и боковых корней.

Перечислите функции корня.

Назовите два типа удобрений, которые вносят в почву, приведите примеры. Перечислите минеральные удобрения, приведите примеры. Укажите, какое влияние они оказывают на растения.

Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.

1. Корневые системы имеют три типа корней …, … и.

2. Из зародышевого корешка развивается. корень.

3. В зоне проведения образуется два тока. и.

4. Кончик корня покрыт.

Перечислите части внутреннего строения корня.

Дайте определение стержневой и мочковатой корневых систем.

Перечислите ткани корня.

Перечислите видоизменения корней (не менее пяти), приведите хотя бы по одному примеру каждого видоизменения.

После изучения тем: «Побег. Строение и значение побега» и «Почка. Внешнее и внутреннее строение почки» следует проверочная работа в виде терминологического диктанта. Задание: дать определение пяти (на выбор) понятий.

Вариант 1 Вариант 2.

Побег Вегетативный побег.

Генеративный побег Узел.

Междоузлие Пазуха листа.

Очередное листорасположение Супротивное листорасположение.

Мутовчатое листорасположение Верхушечная почка.

Пазушная почка Придаточная почка.

Цветочная почка Вегетативная почка.

Спящая почка Листовой рубец.

Графический диктант по теме: «Побег» и «Почка» (1 вариант). Вопросы.

Побег – это целостная система органов.

Побег состоит только из стебля и листьев.

Междоузлие – это участок стебля, от которого отходит лист.

При супротивном листорасположении от узла отходит три и более листовых пластинок.

Листовой рубец – это место прикрепления листа к стеблю.

Придаточные почки располагаются в пазухе листа.

Боковые почки обеспечивают верхушечный рост побега.

Почка может быть зачатком только вегетативного побега.

С помощью прищипки можно остановить верхушечный рост.

Конус нарастания состоит из образовательной ткани.

Тема: «Функции листа в жизни растений». Самостоятельная работа по параграфу. Задание: выписать основные и специализированные функции листа.

После изучения предыдущих тем учащиеся делают лабораторную работу, которая обобщает материал по темам: «Корень», «Побег», «Лист». На каждую парту выставляется какое-нибудь комнатное растение. Задания.

Нарисуйте схематично выданное вам комнатное растение (его надземную часть). Для корневой системы оставьте место.

Отметьте на рисунке части побега: листовую пластинку, черешок (если есть), узел, междоузлие, пазуху листа, почку любого вида (верхушечную, пазушную, вегетативную, генеративную.

Ответьте на вопросы.

1. Какое листорасположение характерно для вашего растения.

2. Какой тип листьев (простые или сложные) у данного растения.

Какой тип жилкования у этого растения.

Зная жилкование, определите к какому классу (однодольных или двудольных) растений относится данное комнатное растение.

Дорисуйте соответствующую корневую систему на вашем первоначальном рисунке.

Отметьте на рисунке корневую систему и укажите ее тип (стержневая или мочковатая.

Тема: «Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля». Учащиеся выполняют домашнюю работу по составлению таблицы.

На следующем уроке выполняется лабораторная работа. Задания.

Рассмотрите клубень картофеля, зарисуйте его.

Отметьте верхушечную и боковую почки (глазки), ростки новых побегов.

Рассмотрите кольца разных типов тканей на срезе картофеля.

Посмотрите реакцию обнаружения крахмала в клубнях на кусочке картофеля (раствор йода в присутствии крахмала дает темную фиолетовую окраску.

По первым четырем пунктам сделайте вывод об основных функциях клубней и укажите признаки, которые доказывают, что клубни являются подземными побегами.

Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу, зарисуйте ее.

Отметьте стеблевую часть (донце), листья.

Какие признаки указывают на то, что луковица является подземным побегом.

Запишите основные функции луковиц.

После изучения всех вегетативных органов растений следуют уроки повторения и ряд самостоятельных, проверочных работ и контрольный тест.

Самостоятельная работа. Задание: соотнесите тип ткани и части вегетативных органов растения, ответ зашифруйте.

А. образовательная ткань 1. ситовидные трубки.

Б. основная ткань 2. трахеиды.

В. покровная ткань 3. камбий.

Г. проводящая ткань 4. кожица листа.

Д. механическая ткань 5. пробка стебля.

7. лубяные волокна.

8. столбчатая ткань.

9. губчатая ткань.

11. конус нарастания.

12. верхушка корня.

13. корневой чехлик.

14. кожура семени.

Пример ответа: А – 3, 11, 12.

Графический диктант (один вариант.

Стебель- это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий.

У подорожника удлиненный побег.

Годичные кольца стебля — это прирост сердцевины за один год.

Лубяные волокна относятся к механической ткани.

Камбий является образовательной тканью.

Древесина содержит ситовидные трубки.

Сосуды — это живые клетки проводящей ткани.

Лианы – это растения с ползучими и вьющимися побегами.

Донце – это стебель луковиц.

Клубни картофеля – это корневая система растения.

Контрольный тест (4 варианта.

Тематический контроль по теме: Вегетативные органы растения.

Вопросы теста имеют по 4 ответа, среди которых только один правильный ответ. Отметьте номер правильного ответа в специальном бланке.

1. Вегетативный орган растений.

[1] цветок [2] лист [3] образовательная ткань [4] клетка.

2. Из образовательной ткани состоит.

[1] устьице [2] луб [3] эпидермис [4] камбий корня.

3. Механические волокна входят в состав.

[1] луба стебля [3] столбчатой ткани.

[2] кожицы корня [4] корневого чехлика.

4. К функциям вегетативных органов НЕ относится.

[1] расселение растений на большие расстояния.

[2] запасание питательных веществ.

[3] синтезирование органических веществ.

[4] вегетативное размножение.

5. К подземным побегам относятся.

[1] клубни картофеля [3] корнеплоды редиса.

[2] ходульные корни [4] корневые шишки пиона.

6. Понятие, которое НЕ относится к характеристике корня или корневой системы.

[1] мочковатые [2] верхушечные [3] кора [4] восходящий ток.

7. Зона, которая НЕ относится к зонам корня.

[1] всасывания [2] деления [3] синтезирования [4] поглощения.

8. Почка НЕ может быть.

[1] верхушечной [2] боковой [3] перистой [4] цветочной.

9. Жилкование листьев.

[1] почковидное [2] сложное [3] ланцетовидное [4] перистое.

10. Побеги (стебли) НЕ могут быть.

[1] дыхательные [3] колючковидные.

[2] прямостоячие [4] приподнимающиеся.

11. Основная функция листа, которая не свойственна другим вегетативным органам.

[1] листопад [3] поглощение воды.

[2] проводящая [4] укрепление в почве.

12. К проводящей системе растения относятся.

[1] трахеиды [3] зона деления.

[2] чечевички [4] замыкающие клетки.

13. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток.

[1] пробки [2] луба [3] камбия [4] коры.

14. Растение со сложными листьями.

[1] подорожник [2] яблоня [3] земляника [4] смородина.

15. Порядок расположения слоев в стебле: сердцевина -. — камбий — кора. Пропущенный слой.

[1] пробка [2] древесина [3] эпидерма [4] луб.

16. К характеристике побега НЕ относятся следующие понятия.

[1] узел [2] придаточные [3] пазуха [4] корневище.

Тематический контроль по теме: Вегетативные органы растения.

Вопросы теста имеют по 4 ответа, среди которых только один правильный ответ. Отметьте номер правильного ответа в специальном бланке.

1. Вегетативный орган растений.

[1] семя [3] образовательная ткань.

[2] семязачаток [4] почка с зачаточными листьями.

2. Из образовательной ткани состоит.

[1] эпидермис [2] древесина [3] камбий корня [4] трахеиды.

3. Механические волокна входят в состав.

[1] трахеид [3] эпидермиса листа.

[2] жилок листа [4] корневых волосков.

4. К функциям вегетативных органов НЕ относится.

[1] расселение растений на большие расстояния.

[2] запасание питательных веществ.

[3] синтезирование органических веществ.

5. К подземным побегам относятся.

[1] луковицы тюльпана [3] столбовидные корни.

[2] корнеплоды свеклы [4] корневые шишки пиона.

6. Понятие, которое НЕ относится к характеристике корня или корневой системы.

[1] луб [2] придаточные [3] пазушные [4] восходящий ток.

7. Зона, которая НЕ относится к зонам корня.

[1] питания [2] растяжения [3] всасывания [4] поглощения.

8. Почка НЕ может быть.

[1] перистой [2] зимующей [3] верхушечной [4] цветочной.

9. Жилкование листьев.

[1] овальное [2] дуговое [3] ланцетовидное [4] почковидное.

10. Побеги (стебли) НЕ могут быть.

[1] лазающие [2] прямостоячие [3] ходульные [4] укороченные.

11. Основная функция листа, которая не свойственна другим вегетативным органам.

[1] опорная [3] вегетативное размножение.

[2] испарение воды [4] всасывание воды и минеральных солей.

12. К проводящей системе растения относятся.

[1] сосуды [3] зона деления.

[2] чечевички [4] столбчатая ткань.

13. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток.

[1] эпидермиса [2] древесины [3] пробки [4] камбия.

14. Растение со сложными листьями.

[1] земляника [2] клен [3] герань [4] дуб.

15. Порядок расположения слоев в стебле: сердцевина -. — камбий — кора. Пропущенный слой.

[1] древесина [2] пробка [3] эпидерма [4] луб.

16. К характеристике побега НЕ относятся следующие понятия.

[1] придаточные [2] рубец [3] пазуха [4] клубнелуковица.

Тематический контроль по теме: Вегетативные органы растения.

Вопросы теста имеют по 4 ответа, среди которых только один правильный ответ. Отметьте номер правильного ответа в специальном бланке.

1. Вегетативный орган растений.

[1] лист [2] соцветие [3] основная ткань [4] пестик.

2. Из образовательной ткани состоит.

[1] сердцевина [3] губчатая ткань.

[2] кора стебля [4] конус нарастания.

3. Механические волокна входят в состав.

[1] луба стебля [3] столбчатой ткани.

[2] эпидермиса корня [4] корневого чехлика.

4. К функциям вегетативных органов НЕ относится.

[1] расселение растений на большие расстояния.

[2] всасывание воды и минеральных веществ.

[4] проводящая функция.

5. К подземным побегам относятся.

[1] корнеплоды редиса [3] столбовидные корни.

[2] корневища ландыша [4] корневые шишки ятрышника.

6. Понятие, которое НЕ относится к характеристике корня или корневой системы.

[1] стержневые [2] пазушные [3] волоски [4] восходящий ток.

7. Зона, которая НЕ относится к зонам корня.

[1] роста [2] деления [3] испарения [4] поглощения.

8. Почка НЕ может быть.

[1] боковой [2] перистой [3] верхушечной [4] генеративной.

9. Жилкование листьев.

[1] яйцевидное [2] пальчатое [3] копьевидное [4] параллельное.

10. Побеги (стебли) НЕ могут быть.

[1] укороченные [2] прямостоячие [3] лазающие [4] воздушные.

11. Основная функция листа, которая не свойственна другим вегетативным органам.

[1] листопад [3] поглощение воды.

[2] проводящая [4] укрепление в почве.

12. К проводящей системе растения относятся.

[1] губчатая ткань [2] камбий [3] сосуды [4] корневые волоски.

13. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток.

[1] камбия [2] луба [3] сердцевины [4] коры.

14. Растение со сложными листьями.

[1] яблоня [2] клевер [3] подорожник [4] вишня.

15. Порядок расположения слоев в стебле: сердцевина -. — камбий — кора. Пропущенный слой.

[1] древесина [2] пробка [3] эпидерма [4] луб.

16. К характеристике побега НЕ относятся следующие понятия.

[1] корнеплод [2] междоузлие [3] жилкование [4] клубень.

Тематический контроль по теме: Вегетативные органы растения.

Вопросы теста имеют по 4 ответа, среди которых только один правильный ответ. Отметьте номер правильного ответа в специальном бланке.

1. Вегетативный орган растений.

[1] соцветие [2] стебель [3] образовательная ткань [4] клетка.

2. Из образовательной ткани состоит.

[1] губчатая ткань [2] пробка [3] кожица [4] конус нарастания.

3. Механические волокна входят в состав.

[1] жилок листа [3] эпидермиса листа.

[2] устьиц листа [4] конуса нарастания.

4. К функциям вегетативных органов НЕ относится.

[1] листопад [3] фотосинтезирование.

[2] почвенное питание [4] генеративное размножение.

5. К подземным побегам относятся.

[1] дыхательные корни [3] корневые шишки чистяка.

[2] корнеплоды моркови [4] клубнелуковицы гладиолуса.

6. Понятие, которое НЕ относится к характеристике корня или корневой системы.

[1] чехлик [2] боковые [3] устьице [4] нисходящий ток.

7. Зона, которая НЕ относится к зонам корня.

[1] запасания [2] растяжения [3] всасывания [4] поглощения.

8. Почка НЕ может быть.

[1] сетчатой [2] боковой [3] пазушной [4] цветочной.

9. Жилкование листьев.

[1] продолговатое [2] сложное [3] стреловидное [4] перистое.

10. Побеги (стебли) НЕ могут быть.

[1] воздушные [2] ползучие [3] цепляющиеся [4] розеточные.

11. Основная функция листа, которая не свойственна другим вегетативным органам.

[2] поглощение минеральных веществ.

[3] отложение питательных веществ.

[4] газообмен (поглощение углекислого газа.

12. К проводящей системе растения относятся.

[1] зона роста [2] кора [3] устьица [4] ситовидные трубки.

13. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток.

[1] древесины [2] камбия [3] пробки [4] эпидермиса.

14. Растение со сложными листьями.

[1] клен [2] земляника [3] тополь [4] сирень.

15. Порядок расположения слоев в стебле: сердцевина -. — камбий — кора. Пропущенный слой.

[1] эпидерма [2] пробка [3] древесина [4] луб.

16. К характеристике побега НЕ относятся следующие понятия.

[1] пазуха [2] рубец [3] корнеплод [4] луковица.

Тема: «Цветение и опыление растений». Самостоятельная работа по материалу учебника (составление таблицы.

Темы: «Вегетативное размножение растений» и «Использование вегетативного размножения». Учащиеся выполняют домашнее задание по вопросам.

Перечислите все части растений, с помощью которых они могут вегетативно размножаться.

В чем преимущества и недостатки вегетативного размножения.

Перечислить способы искусственного вегетативного размножения.

После изучения этой темы выполняется проверочная работа в виде графического диктанта (один вариант.

1. Стебель-это орган растения, составная часть побега.

2. Камбий-это покровная ткань.

3. Ситовидные трубки и волокна находятся в древесине.

4. Сосуды представляют собой проводящую ткань.

5. Растворённые органические вещества в стебле проходят по сосудам.

6. Вода и минеральные вещества перемещаются по ситовидным трубкам.

7. Клубень — это видоизмененный подземный побег.

8. Вегетативное размножение — это увеличение числа особей растений в результате.

их развития из корней, стеблей, листьев.

9. Вегетативное размножение – это размножение подземными и надземными побегами.

10.Пырей размножается корневыми отпрысками.

Тема: «Рост и развитие растительного организма». Домашнее задание – дать характеристику периодов индивидуального развития высших растений.

А) зародышевый период.

Б) период молодости.

В) период зрелости.

Г) период старости.

После изучения всех органов растений и процессов их жизнедеятельности учащимся предлагается творческое задание по составлению чайнворда (как средство повторения и обобщения материала) по двум ключевым словам.

УРОК БИОЛОГИИ В ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ.